|
||||||||||||||||||||||||||||
Новости рынка недвижимостиЦентральные улицы Москвы без ритейла не останутся«CBRE», ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, обозначила основные тенденции развития рынка стрит-ритейла Москвы в 2016 году. К концу 2015 года средний показатель вакансии на главных торговых улицах стабилизировался на уровне 8%, поскольку существенно снизилась ротация ритейлеров в торговых коридорах. В большей степени доля свободных площадей за год выросла на Ленинском проспекте, улицах Пятницкая и Новом Арбате и снизилась — на Большой Дорогомиловской, Тверской улицах и Кутузовском проспекте. За полтора года в стрит-ритейле больше всего увеличилось число кафе/ресторанов и небольших супермаркетов. В первом случае рост обусловлен высокой активностью несетевых игроков, предлагающих авторские концепции (вареничные, пельменные, хумусные, хинкальные, гастробары, веганские кафе, бары крафтового пива, ирландские пабы, сетевые заведения национальных кухонь). Во втором — уверенным ростом числа магазинов формата «у дома» сетевых (Перекресток Экспресс, Дикси, Магнолия) и несетевых операторов среднего и эконом сегментов. Доли таких сегментов стрит-ритейла как fashion и услуги практически не изменились. Интерес со стороны международных и федеральных ритейлеров также сохраняется. Например, в 2015 году из 40 новых международных сетей, которые открыли первые точки в Москве, 7 выбрали именно центральные улицы для открытия первых магазинов («Greene King», «Rouge Bunny Rouge», «Santa Maria Novella», «Seiko», «Serge Lutens», «The Bagel bar», «Wok to Walk»). Коммерческие условия на торговых и пешеходных улицах также стабилизировались во многом за счёт использования инструментов оптимизации коммерческих условий и ряда уступок со стороны собственников: рублевая стоимость аренды с начала и в течение года существенно не менялась, но диапазоны ставок расширялись. На улицах, где показатель вакансии планомерно рос, снижение к концу года составило порядка 20–30%, в ряде случаев — 35–40% в долларовом выражении. Основные тенденции рынка стрит-ритейла в 2016 году: 1. Доля вакантных площадей на главных торговых улицах в 2016 году, с высокой долей вероятности, снижаться не будет во многом за счёт сохранения баланса между ростом доли общепита, стабилизацией доли продуктового ритейла и сегмента fashion и дальнейшим сокращением доли банков и других сегментов. 2. Сохранение интереса арендаторов к этому формату в 2016 году будет во многом обусловлено комфортными коммерческими условиями, которые готов предоставить собственник: переход на рублевые ставки, фиксация валютного курса, предоставление скидок по фиксированным валютным ставкам, назначение ставок, исходя из арендного бюджета ритейлера, переход на процент с оборота. 3. Интерес российских сетевых и несетевых ритейлеров к формату торговых улиц, в целом, сохранится. Активно будут открываться новые ресторанные концепции и продуктовые супермаркеты формата «у дома». 4. На 2016 год запланировано открытие 2–3 новых для рынка французских кофеен «Laduree» и итальянского супермаркета «Eataly». По опыту 2015 года, стрит-ритейлу будут отдавать предпочтение международные нишевые игроки сегментов fashion, косметики и аксессуаров. 5. Ставки аренды торговой недвижимости в долларовом эквиваленте в 2016 году продолжат снижаться. При этом стоимость аренды в рублях сохранится на уровне 2015 года. По мере стабилизации экономической ситуации и снижения доли вакансии, собственники помещений на центральных торговых улицах могут стать более дифференцированными в вопросах арендных ставок. 6. Пешеходные улицы, которые за последнее время приобрели статус комфортных общественных пространств с высокими пешеходными потоками, по-прежнему будут пользоваться высоким спросом со стороны потенциальных арендаторов. Олеся Дзюба, директор отдела стратегического анализа и планирования «CBRE»: «2015 год стал крайне сложным для московского рынка стрит-ритейла. Такие факторы, как девальвация рубля, международные санкции, отзыв лицензий Центральным банком у большого количества коммерческих банков в результате привели к снижению активности со стороны потенциальных арендаторов и закрытию торговых точек. Сетевые ритейлеры занялись пересмотром стратегии развития и оптимизацией бизнес-процессов. Освободившиеся помещения на выгодных условиях заняли игроки сегмента „масс-маркет“, которые, ввиду низкого ценника, популярны даже в кризисных условиях — фастфуд, бюджетные кафе и рестораны, мини-маркеты, алкомаркеты, дисконты. Сегодня собственники, в большинстве своем, отказываются от долларовых ставок, а там, где это неприемлемо — фиксируют курс и предлагают хорошие условия арендаторам, которые при выборе помещения ориентируются, в основном, на арендный бюджет». Вернуться к ленте новостей. |
|||||
|