![]() |
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Новости рынка недвижимостиВ 2009 году на рынок выйдет около 1,5 млн. м² офисных площадейВ 2009 году на рынок выйдет около 1,5 млн. м² офисных площадей, говорится в исследовании «Knight Frank». Общее замедление экономики, недостаток поступающей валютной выручки и ухудшение ситуации с занятостью приведут к дальнейшему снижению спроса на офисную недвижимость. В 2008 г. объем качественных офисных помещений в Москве достиг 8,9 млн. м². При этом показатель обеспеченности офисными площадями на тысячу жителей (0,85 м².) остался ниже среднеевропейского уровня, однако по итогам 2008 г впервые было зафиксировано отставание объемов поглощения от ввода новых площадей. Возросла доля вакантных площадей. Новые бизнес-центры открывались на 50—70% незаполенными, например, «Военторг», «Омега Плаза» и др. В IV квартале 2008 г. на рынок вышло большое число предложений по субаренде, из-за сокращения потребности компаний в офисных площадях. Основной объем предложений по субаренде приходится на бизнес-центры класса «А» и лучшие объекты класса «В+» («Citydel», «Башня на Набережной», «Павелецкая плаза» и др.) Под влиянием роста рынка субаренды конкуренция между первичным и вторичным рынком офисных помещений обострилась. Слабый спрос со стороны корпоративного сектора вынудил девелоперов снижать ставки аренды на 30—50% к докризисному уровню. При этом наиболее привлекательные условия аренды получали активные арендаторы при аренде больших (от 5000 м²) блоков. В 2008 г. зафиксированы две рекордные сделки по аренде офисных площадей. Компания «ТНК-BP» в 2 этапа (в I и во II квартале 2008 г.) арендовала 48 600 м² в бизнес-парке «Западные ворота». Другой крупнейшей сделкой стала аренда 55 000 м². Сбербанком в бизнес-центре «Южный порт». Несмотря на снижение ставок, объекты заполняются медленно, число сделок на офисном рынке невелико. Возникающие сложности с исполнением своих долговых обязательств заставляет девелоперов стимулировать спрос и предоставлять различные скидки и бонусы арендаторам — помещения с выполненной стандартной отделкой, уменьшение или отмена запрашиваемого депозита по сделке, льготные условия по индексации арендных ставок. Девелоперы все чаще выставляют объекты на продажу в целях привлечения финансирования. Однако спрос пока не соответствует возросшему предложению, в результате число сделок по продаже площадей ограничено. На 2009 г. к вводу запланировано большое число крупных качественных проектов. Рост предложения будет сдерживаться возможным переносом сроков сдачи особенно по крупным проектам из-за сложностей с привлечением финансирования. Всего на рынок выйдет около 1,5 млн. м² офисных площадей. Продолжится рост рынка субаренды. В первом полугодии 2009 г. объем такого предложения достигнет 150 000 м², из которых 70% придется на помещения класса «А». Сделки по аренде будут заключаться не из-за роста бизнеса компаний, а в связи с переездом в лучший офис с готовой отделкой на сравнимых коммерческих условиях (по сравнению с действующими), или в связи с переездом в объекты класса В с целью экономии. В первой половине 2009 г. негативные тенденции на рынке сохранятся — арендные ставки продолжат снижение, а уровень вакантных площадей будет высоким (15% для бизнес-центров класса «А», 18% для класса «В». Рынок продаж должен активизироваться после того, как уровень цены достигнет справедливого с точки зрения покупателей уровня. CRE Вернуться к ленте новостей. |
|||||
![]() |
|||||
|