|
||||||||||||||||||||||||||||
Новости рынка недвижимостиТорговая недвижимостьВ феврале эксперты отметили рост объема предложения в торговом сегменте рынка. При этом в экспозиции появлялись и крупные объекты. Например, по данным экспертов компании «RRG», на продажу был выставлен торговый комплекс «Москвичка» на Новом Арбате (объект площадью 8267 м² предлагали за 13 667 долл. за м²). Динамика цен свидетельствует о том, что стоимость объектов, экспонирующихся с января, практически не изменилась. Новые февральские предложения уже были дороже. Этот процесс особенно ярко проявился на периферии столицы. В результате средневзвешенная цена за пределами Садового кольца в феврале выросла на 11% — до 5270 долл. за м². В центре Москвы картина была несколько иной. Стоимость торговых объектов снизилась на 3% и составила 13 800 долл. за м². Впрочем, специалисты «RRG» не видят в этом тенденции. Скорее всего, на ситуацию повлияло появление в феврале ряда относительно дешевых предложений, в частности, на Новинском бульваре (366 м² — за 8197 долл. за м²), на ул. Валовой (603 м² — за 8067 долл. за м²) и на Рождественском бульваре (3388 м² — за 5903 долл. за м²). По мнению аналитиков компании «Jones Lang LaSalle», на рынке грядет эпоха аутлет-центров. Недавно несколько компаний заявили о планах строительства подобных объектов. Посещаемость торговых комплексов традиционного формата в среднем выше, чем аутлет-центров, но покупатели готовы потратить здесь гораздо больше времени и денег, чем в обычных торговых центрах (ТЦ). Текущая ситуация в России представляется наиболее подходящей для выхода аутлетов, так как их бизнес-модель строится на продаже товаров со скидками. Это достигается за счет низкой арендной ставки на помещения, находящиеся на окраинах города или за его пределами. Некоторые ритейлеры уже открыли аутлет-магазины, что подтверждает готовность рынка к их появлению. Однако магазины разбросаны по всему городу, что неудобно для потребителей. Вместе с тем последствия экономического кризиса все еще продолжают сказываться на российских торговых операторах. В частности, февраль стал роковым для сети салонов связи «Беталинк», магазины которой были закрыты еще в начале года. К концу зимы ритейлер был признан банкротом. В качестве причины эксперты компании «Blackwood» называют общее снижение спроса на мобильные телефоны. Данный факт подтверждает тенденцию, начавшую формироваться в 2009 г.: на высококонкурентных рынках мелкие игроки будут постепенно вытесняться крупными, имеющими более стабильное финансовое положение. По данным компании «RRG», средний уровень аренды в торговых объектах центра столицы в феврале вырос на 2% и составил 1550 долл. за м² в год. По сравнению с февралем прошлого года это ниже всего на 3%. Данный факт свидетельствует о стабильности сегмента, ставки в котором уже в течение года находятся в коридоре Средняя ставка за пределами Садового кольца за месяц поднялась на 11% — до 683 долл. за м² в год. Такой стремительный рост «аппетита» собственников периферийных объектов объясняется общим оптимистичным настроением на рынке. Еще одной немаловажной причиной стало серьезное уменьшение (на 43%!) средней площади объектов. Иными словами, сработал известный принцип «чем меньше, тем дороже». Еще одно немаловажное наблюдение заключается в том, что если в январе с арендными ставками выше 2000 долл. за м² в год. экспонировалось только два объекта, то в феврале уже 11, причем располагались они не только в основных торговых коридорах. Синхронность в росте арендных ставок, а также тот факт, что рынок аренды обычно первым сигнализирует о появлении новых тенденций, свидетельствует о зарождении положительного ценового тренда. Еще одним подтверждением тому может служить объем предложения. По сравнению с февралем прошлого года он снизился весьма ощутимо: за пределами Садового кольца количество площадей, сдаваемых в аренду, снизилось на 36%, а в центре — на 54%. Ставки аренды на рынке помещений формата «street retail» в феврале стабилизировались, считают эксперты компании «Blackwood». В большинстве торговых коридоров отмечался рост деловой активности. На наиболее популярных и престижных улицах даже появлялись предложения выше среднего значения, что указывает на положительные ожидания собственников помещений относительно развития сегмента в будущем и косвенно на возрождающийся интерес со стороны торговых операторов. В случае если данный позитивный тренд сохранится в течение года, то при отсутствии новых экономических потрясений сегмент «street retail» сможет вырасти на 15–25% к концу 2010 г. С высокой вероятностью этот рост будет постепенным. Также следует ожидать и сокращения уровня вакантных площадей: на наиболее востребованных улицах он приблизится к нулю, на менее популярных — снизится до 5–7%. В московских проектах ТЦ владельцы стремятся подписать договоры аренды по фиксированной ставке, отмечают в компании «Cushman & Wakefield», тогда как в региональных городах арендаторам чаще удается договориться о проценте с товарооборота. Как и в прошлом году, основные торговые операторы пока сконцентрировались на развитии своей деятельности в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы по-прежнему остаются вне их основных приоритетов. Экспертная оценкаОлеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости компании «Jones Lang LaSalle»: «Строительство аутлет-центров в Москве совпало с изменением потребительских предпочтений. Люди по-прежнему ценят товары известных марок, но при этом стараются экономить. Именно поэтому аутлеты будут востребованы как москвичами, так и гостями столицы. Постепенно вытесняя барахолки, они начнут способствовать распространению современных форм организованной торговли». Недвижимость и цены Вернуться к ленте новостей. |
|||||
|