General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Эксперт рассказал о том, как избежать проблем при покупке коммерческой недвижимости

Процесс приобретения коммерческой недвижимости имеет свои особенности: зная о них, можно застраховать себя практически от всех рисков, связанных с покупкой таких объектов. Как грамотно оформить договор, чтобы впоследствии не возникло никаких проблем? На эти вопросы отвечает нотариус Санкт-Петербурга, Алексей Комаров.

Для начала разберемся в терминологии. По действующему законодательству, объекты коммерческого назначения — это, в первую очередь, капитальное сооружение. Согласно 10-й статье Градостроительного кодекса РФ, к таковым относятся здания, строения, либо — объекты незавершенного строительства (за исключением киосков, навесов и прочих временных сооружений). Коммерческие помещения и здания не имеют жилого статуса — соответствующие сведения отражены в их кадастровых паспортах и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

Владеть коммерческой недвижимостью могут как физические, так и юридические лица. Приобрести объект можно двумя способами — заключить договор купли-продажи, либо, если здание или помещение принадлежит юрлицу — приобрести доли в его уставном капитале. Таким образом, покупатель получит и права на принадлежащий компании объект.

По действующему законодательству, договор купли-продажи недвижимости (в том числе — коммерческой) не обязательно оформлять у нотариуса. Другими словами, сделку можно провести в простой письменной форме. Правда, как показывает практика, такие соглашения впоследствии можно оспорить. Бывают случаи, когда уже после заключения сделки бывшие владельцы коммерческих объектов обращаются в суд и пытаются доказать, что не хотели продавать свою недвижимость — но были вынуждены подписать договор под влиянием угроз со стороны покупателя. Причем часто им удается убедить суд в своей правоте — в результате сделку признают недействительной.

Потому, эксперты рынка коммерческой недвижимости советуют проводить сделку у нотариуса. Он удостоверяет договор купли-продажи, является гарантом его юридической чистоты. Если продавец решит попытаться оспорить сделку в суде, нотариус будет свидетельствовать в пользу покупателя: докажет, что в момент совершения сделки стороны осознавали последствия своих действий. Если же продавцом выступает не физическое лицо, а компания, нотариус проверяет юридическую чистоту всех необходимых для проведения сделки документов — как самой фирмы, так и принадлежащего ей объекта.

Проверить полномочия представителя юридического лица, который подписывает договор купли-продажи, согласие всех участников общества на реализацию имущества — непростая задача, которая под силу лишь высококвалифицированному юристу. Практика показывает, что уже после проведения сделки представители юрлица часто пытаются ее оспорить — заявляют о том, что представитель компании не имел права подписывать договор купли-продажи. Либо — что сделка не была одобрена владельцами компании. В свою очередь, нотариальная форма договора позволяет обеспечить полную законность проведения операции. Ведь нотариус несет ответственность за ее последствия — и отвечает перед покупателем личным имуществом, если окажется, что сделка была совершена с нарушениями.

Кстати, в отличие от договора купли-продажи объектов недвижимости, соглашения о реализации долей уставного капитала подлежат обязательному удостоверению у нотариуса. Соответствующую норму ввели еще в 2009 году — с тех пор число мошенничеств при продаже долей капитала юрлиц сократилось на 70%.



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru