General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Итоги I квартала на рынке торговой недвижимости: стрит-ритейл — фаворит сезона

Эксперты компании «Penny Lane Realty» — ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости — подвели итоги первого квартала 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Нарастающий оптимизм игроков, про который с разной степенью осторожности говорили в прошлом году, оправдывает ожидания. Показатели рыночной активности близятся к докризисному уровню 2007 года.

Внушительные результаты показал стрит-ритейл. Объем сделок купли-продажи вырос, причем сейчас инвесторы рассматривают приобретение целого пула объектов. Активировались игроки и в сегменте аренды. Февраль ознаменовался войной сотовых операторов «Евросети» и «Связного» за помещения. Очень высокую активность проявляют операторы банковского сектора и общепита в поиске помещений в основных торговых коридорах. В результате, в ЦАО растет дефицит предложения качественных объектов. В спальных районах ситуация обстоит не так остро, т.к. предложение практически не ограничено. Собственники помещений постепенно переходят на более жесткие докризисные условия работы.

Рост арендных ставок в этом сегменте составил 30% по сравнению с концом 2010 года. Таким образом, ставки варьируются в пределах 3000–7000 $ за м² в год в ЦАО, в спальных районах 1500–3000 $ за м² в год. Стоимость квадратного метра в центральной части города составляет 15 000 — 23 000 $ за м², в спальных районах 4500–9000 $ за м². Причем необходимо отметить, что цена квадратного метра в спальных районах у метро может достигать 15 000 — 20 000 $ за м² за счет активного пешеходного трафика.

«Активность инвесторов на рынке также возросла: становятся ощутимы последствия запрета строительства торговых центров в пределах ТТК, — отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости „Penny Lane Realty“. — В ближайшее время будет закрыт ряд сделок купли-продажи значимых торговых объектов. Цены продаж варьируются в пределах 120–200 млн. $. Предпродажная подготовка объектов часто включает целый комплекс операций: изменение пула арендаторов, корректировка договоров аренды, в основном, в сторону увеличения сроков действия, замена эксплуатирующих организаций на более эффективные и т. д. Как правило, результатом этих мер становится привлечение покупателя (или в некоторых случаях соинвесторов) или появление интереса банков к финансированию подобных проектов».

В сегменте общепита стремительно растет количество инвесторов и управляющих компаний. Все чаще ресторанные операторы привлекают не только инвесторов в свои проекты, но и громкие имена, как правило, медийных персонажей. Собчак, Лепс, Ургант, Цекало, Канделаки, безусловно, вызывают интерес и позволяют идентифицировать объект на рынке. Зачастую возможность увидеть популярную фигуру за соседним столом остается сильным магнитом для посетителей.

Также начало года ознаменовалось оживлением на рынке консалтинга. «Структура заказов кардинально меняется, — говорит Алексей Могила. — Небольшой поток запросов на оценку объекта в кризисные годы сменился заданиями на разработку и корректировку концепций торговых центров, а также комплексное развитие территорий. Через два года отсутствие строительства торговых центров будет весьма заметно, и за счет более реалистичного подхода к проектам этот пробел удастся максимально нивелировать».

Девелоперские компании, специализирующиеся в строительстве жилья эконом-класса, перестали относиться к коммерческим помещениям как к нелюбимой падчерице и готовы на этапе строительства привлекать консультантов для корректного проектирования и использования нежилых помещений. Консультанты «Penny Lane Realty» успешно применяют технологии, используемые при сдаче торговых центров, в том числе и региональных, к работе с комплексами помещений (встроенно-пристроенными, отдельно стоящими зданиями) в спальных районах города. Пилотным проектом стала реализация помещений в районе Кожухово. В качестве арендаторов и покупателей были привлечены спортивный клуб, банковские офисы, продовольственные магазины и операторы общепита. Единый подход позволил корректно подойти к освоению площадей, и уже в ближайшее время жители района почувствуют перемены. Девелопер, в свою очередь, быстро получил не только финансовые потоки от эффективной реализации помещений, но и положительный социальный эффект.

Нельзя не отметить произошедшие в первом квартале крупные сделки в сетевом ритейле. «„Х5“ — „Копейка“» и „«Дикси — „Виктория“» существенно скорректировали расстановку сил. Немаловажно, что эти поглощения дали толчок к целой цепочке более мелких перестановок, в основном, на локальных рынках. Результаты этих изменений станут заметны к концу весны — началу лета.

«Итоги первого квартала демонстрируют устойчивую положительную динамику на рынке торговой недвижимости, — резюмирует Алексей Могила. — Мы ожидаем, что рынок в этом году выйдет на докризисные показатели. Дефицит качественных помещений и активизация игроков на рынке приведут к новым ценовым рекордам».


«Penny Lane Realty»



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru