General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Коммунальный офис

Тренд, появившийся в кризисный год, — совместная аренда офисов — оказался живучим. Идея бизнес-коммуналки захватывает все новые умы и площади. Но долго этот формат не протянет, уверены некоторые эксперты. Освободившиеся кабинеты классов «А» и «B» составляют ему жестокую конкуренцию.

Коммунисты пошли

С начала запуска проекта «Коммунист Коворкинг» прошел год. За этот период заполняемость выросла с 1% до 95% всего ресурса площадей (это когда одновременно в офисе работает 45 человек). «К февралю мы достигли полной заполняемости», — рассказывает Игорь Бевзенко, руководитель проекта «Коммунист Коворкинг».

На основе площадки на Даниловской мануфактуре компания решила тиражировать опыт. По словам Бевзенко, сейчас идут переговоры о развитии франчайзинговой сети «Коммунист Лофт». «Из занятного эксперимента он превращается в первую сеть московских коворкингов», — уверяет Бевзенко. За год Москва заразилась идеей коворкинга. Группы студентов открывают коворкинг-площадки в классах информатики, а корпорация «Mirax Group» сдает рабочие столы в башне «Федерация».

«В нашей компании пытались использовать систему „desk sharing“ (совместное использование рабочих мест) для брокерских отделов, — рассказывает Виктория Манзюкова, партнер „Cushman & Wakefield“. — Она позволяла сократить расходы компании на рабочие места для сотрудников, которые почти все время находятся вне офиса на встречах и переговорах».

«Мы также участвовали в проекте для компании „Microsoft“, которая в 2008 г. решила оптимизировать офисное пространство», — продолжает она. В результате эффективность использования арендуемых площадей увеличилась почти в 2 раза (количество рабочих мест возросло с 501 до 949) за счет изменения планировочного решения, расстановки рабочих мест и введения системы «desk sharing». Кроме того, личные кабинеты могут временно использоваться в качестве переговорных).

Держать баланс

Существуют разные экономичные варианты гибкого использования пространства: мини-офисы, коворкинг-центры, домашний офис, совместное использование рабочих мест.

В развитых странах следуют концепции «work life balance» — баланса между работой и личной жизнью. Сотрудник в этом случае частично работает дома. Коворкинг-центры активно используются начинающими предпринимателями и фрилансерами. Многие иностранные компании, такие как «Hewlett-Packard», давно ввели свободный рабочий график даже для сотрудников, занятых в проектной работе, приводит пример Елена Афанасьева из компании «Century 21 Prime Time Realty».

Стоимость места варьируется от 6000 до 20 000 руб. в месяц и зависит от класса арендуемого помещения и спектра предоставляемых услуг, рассказывает Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». Площадь подобных центров обычно составляет от 10 до 250 м². Также возможна аренда на несколько дней или часов. Рабочий стол в коворкинг-центрах можно снять и от 1000 руб. в месяц, говорит Манзюкова.

Первые предложения коворкинг-центров в России возникли с приходом на рынок компании «Regus». Сейчас на московском рынке официально заявленных центров мало: «БЦ MatrixOffice», коворкинг-центры «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», «Regionpolicy.ru», офисный клуб «Communist Loft», «Преображенка», бизнес-сообщество «CoworkingBees». «В кризис коворкинг-центры стали популярны, а несколько лет назад никто даже не понимал, зачем нужны подобные помещения», — вспоминает Афанасьева.

PR или выгода?

«Коворкинг — это 20–40 рабочих мест, большего формата в Москве я не встречал. На одного арендатора приходится 5–6 м², добавим сюда общие зоны (переговорные, ресепшн и т.д.) и получим 300–400 м², — рассуждает Алексей Чертков, руководитель коммерческого отдела „Московского бизнес-инкубатора“. — Цена за одно рабочее место уже опустилась ниже 10 000 руб. в месяц. В пересчете на 1 м² в год мы получаем не более 500 $, что сопоставимо со ставками аренды офисных блоков в классе „В“. Зачем собственнику бизнес-центра площадью, допустим, 50 000 м² иметь большие хлопоты с подобными услугами? Мой ответ — исключительно ради PR».

Если же говорить о масштабировании такого бизнеса, то это уже получается формат «Regus»: офисы с отделкой, меблировкой, оргтехникой, сопутствующими услугами. «С развитием конкуренции на московском рынке офисной недвижимости такому формату будут соответствовать практически все новые офисы класса „А“ и „В“, — уверен Чертков. — Отделка офисов арендодателем уже в 2009 г. стала нормой».

«В период экономического спада на рынок вышло много бюджетных предложений аренды высококачественных площадей, компании значительно сократили свои трудовые ресурсы», — добавляет Манзюкова.



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru