|
||||||||||||||||||||||||||||
Новости рынка недвижимостиКоммунальный офисТренд, появившийся в кризисный год, — совместная аренда офисов — оказался живучим. Идея бизнес-коммуналки захватывает все новые умы и площади. Но долго этот формат не протянет, уверены некоторые эксперты. Освободившиеся кабинеты классов «А» и «B» составляют ему жестокую конкуренцию. Коммунисты пошлиС начала запуска проекта «Коммунист Коворкинг» прошел год. За этот период заполняемость выросла с 1% до 95% всего ресурса площадей (это когда одновременно в офисе работает 45 человек). «К февралю мы достигли полной заполняемости», — рассказывает Игорь Бевзенко, руководитель проекта «Коммунист Коворкинг». На основе площадки на Даниловской мануфактуре компания решила тиражировать опыт. По словам Бевзенко, сейчас идут переговоры о развитии франчайзинговой сети «Коммунист Лофт». «Из занятного эксперимента он превращается в первую сеть московских коворкингов», — уверяет Бевзенко. За год Москва заразилась идеей коворкинга. Группы студентов открывают коворкинг-площадки в классах информатики, а корпорация «Mirax Group» сдает рабочие столы в башне «Федерация». «В нашей компании пытались использовать систему „desk sharing“ (совместное использование рабочих мест) для брокерских отделов, — рассказывает Виктория Манзюкова, партнер „Cushman & Wakefield“. — Она позволяла сократить расходы компании на рабочие места для сотрудников, которые почти все время находятся вне офиса на встречах и переговорах». «Мы также участвовали в проекте для компании „Microsoft“, которая в 2008 г. решила оптимизировать офисное пространство», — продолжает она. В результате эффективность использования арендуемых площадей увеличилась почти в 2 раза (количество рабочих мест возросло с 501 до 949) за счет изменения планировочного решения, расстановки рабочих мест и введения системы «desk sharing». Кроме того, личные кабинеты могут временно использоваться в качестве переговорных). Держать балансСуществуют разные экономичные варианты гибкого использования пространства: мини-офисы, коворкинг-центры, домашний офис, совместное использование рабочих мест. В развитых странах следуют концепции «work life balance» — баланса между работой и личной жизнью. Сотрудник в этом случае частично работает дома. Коворкинг-центры активно используются начинающими предпринимателями и фрилансерами. Многие иностранные компании, такие как «Hewlett-Packard», давно ввели свободный рабочий график даже для сотрудников, занятых в проектной работе, приводит пример Елена Афанасьева из компании «Century 21 Prime Time Realty». Стоимость места варьируется от 6000 до 20 000 руб. в месяц и зависит от класса арендуемого помещения и спектра предоставляемых услуг, рассказывает Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». Площадь подобных центров обычно составляет от 10 до 250 м². Также возможна аренда на несколько дней или часов. Рабочий стол в коворкинг-центрах можно снять и от 1000 руб. в месяц, говорит Манзюкова. Первые предложения коворкинг-центров в России возникли с приходом на рынок компании «Regus». Сейчас на московском рынке официально заявленных центров мало: «БЦ MatrixOffice», коворкинг-центры «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», «Regionpolicy.ru», офисный клуб «Communist Loft», «Преображенка», бизнес-сообщество «CoworkingBees». «В кризис коворкинг-центры стали популярны, а несколько лет назад никто даже не понимал, зачем нужны подобные помещения», — вспоминает Афанасьева. PR или выгода?«Коворкинг — это Если же говорить о масштабировании такого бизнеса, то это уже получается формат «Regus»: офисы с отделкой, меблировкой, оргтехникой, сопутствующими услугами. «С развитием конкуренции на московском рынке офисной недвижимости такому формату будут соответствовать практически все новые офисы класса „А“ и „В“, — уверен Чертков. — Отделка офисов арендодателем уже в 2009 г. стала нормой». «В период экономического спада на рынок вышло много бюджетных предложений аренды высококачественных площадей, компании значительно сократили свои трудовые ресурсы», — добавляет Манзюкова. Вернуться к ленте новостей. |
|||||
|