![]() |
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Новости рынка недвижимостиРынок офисной недвижимости пополнился почти на 1,2 млн. м²Совокупный объем предложения качественных офисных помещений во вновь построенных и реконструированных объектах класса «А» и «В» оценивается на уровне 9,5 млн. м². До конца 2009 г. на рынок офисной недвижимости ожидается выход еще порядка 600 тыс. м² качественных офисов, отмечается в исследовании «Blackwood». В среднем с начала года ставки снизились в классе «А» на 25%, в классе «В+» — на 30%, в классе «В−» — на 40–45%. Средние базовые (без НДС и эксплуатационных расходов) ставки аренды на офисные помещения класса «А» находятся в диапазоне 550–1200 $ за м² в год. В сегменте офисных помещений класса «В» разброс арендных ставок следующий: в классе «В+» ставки варьируются от 400 до 800 $ за м² в год, в классе «В−» — от 250 до 600 $ за м² в год. Оживление рынка офисной недвижимости начнется с первыми признаками оздоровления экономики, однако, по всей видимости, созданный за этот период излишек предложения окажется достаточным для удовлетворения спроса в течение еще как минимум полутора-двух лет. В течение первого полугодия 2009 г. в Москве были открыты пять торговых центров: «Метрополис», «Мегаполис», «Спектр», «На Беговой» и «Филион» общей площадью около 440 тыс. м². Таким образом, совокупный объем рынка помещений в торговых центрах в Москве приблизился к 4,4 млн. м² (общая площадь), из которых торговая площадь составляет более 2,2 млн. м². Спрос на помещения в торговых центрах со стороны арендаторов, существенно сократившийся с конца 2008 г., в течение первого полугодия 2009 г. оставался на низком уровне. Среди функционирующих ТЦ относительно стабильным спросом пользуются успешные профессиональные объекты, в то время как менее популярные торговые комплексы испытывают сегодня проблемы с заполняемостью. Что касается проектов ТЦ, сегодня потенциальные арендаторы очень осторожно подходят к возможности вхождения в них. В течение первого полугодия 2009 г. ставки аренды на помещения в профессиональных торговых центрах продолжили снижаться. Ввиду отсутствия положительных сдвигов в мировой и российской экономике можно с высокой вероятностью прогнозировать, что оживление рынка торговой недвижимости начнется не раньше 2010 г. По итогам первого полугодия 2009 г. открылось 2 новых гостиницы («Аквариум-отель» и «Holiday Inn Simonovsky»), а также одна гостиница была открыта после реконструкции (конгресс-парк «Волынское»). Таким образом, по итогам первого полугодия 2009 г. рынок гостиничной недвижимости пополнился более чем на 450 номеров, половина из которых находится под управлением международных операторов. До конца года можно ожидать ввода в эксплуатацию еще порядка 1000 номеров. Что касается ценовой ситуации на рынке гостиниц Москвы, то в условиях кризиса управляющие компании предпочитают официально не снижать тарифы на размещение (особенно в сетевых гостиницах высокого класса), а предоставлять своим гостям дополнительные скидки, проводить акции и разрабатывать специальные программы. Тем не менее, подобные меры влияют на ADR в сторону ее уменьшения. В 2009 г. изменился характер заявляемых проектов: они стали менее масштабными. Кроме того в условиях непростой экономической ситуации девелоперы стремятся диверсифицировать риски, выбирая для реализации в основном многофункциональные проекты. CRE Вернуться к ленте новостей. |
|||||
![]() |
|||||
|