General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Иностранные инвесторы не спешат на российский рынок недвижимости

В России существуют хорошие предпосылки для привлечения иностранных инвестиций в рынок недвижимости. Ставки капитализации качественных объектов значительно превышают показатели европейских рынков. Например, в Москве доходность строительства объектов варьируется в пределах 7–12% в зависимости от типа недвижимости (торговая, офисная, складская). Для сравнения, в Риге этот же показатель в 3% уже считается высоким. У нашей страны огромный потенциал развития. Москва — один из десяти самых больших и быстрорастущих городов мира. Здесь наблюдается объективный дефицит качественной недвижимости во всех сегментах, следовательно, есть потребность в инвестициях, в том числе иностранных.

Однако, по данным Росстата, за первый квартал 2011 года в строительство вложено всего 0,2% от общего объема инвестиций. В рейтинге инвестиционной привлекательности стран мира, составленном Национальным рейтинговым агентством (НРА), Россия занимает 130-е место, соседствуя с такими государствами, как Пуэрто-Рико и Киргизия.

Чего же боятся западные инвесторы? Мешают существующие мифы о ведении бизнеса в России.

Миф 1

Законодательные ограничения. На самом деле законодательство РФ ограничивает деятельность иностранных граждан только в двух случаях. Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях. Кроме того, в соответствии со ст. 3 ЗК РФ нельзя передавать в собственность земли сельскохозяйственного назначения. Владение и пользование такими участками допускается лишь на правах аренды. Во всех остальных случаях ограничений нет.

Миф 2

Высокие налоги на недвижимость. Налоги на землю и недвижимость в России ниже, чем в любой из развитых стран. Сейчас налог на имущество граждан в нашей стране составляет от 0,1 до 2%, он устанавливается муниципалитетами и рассчитывается от инвентаризационной стоимости. В зависимости от этой стоимости его величина варьируется от 0,1% до 0,5%. Для сравнения: в Прибалтике этот налог составляет почти 3%.

Миф 3

Коррупция. Проблема коррупции в России действительно серьезная. Однако это явление существует практически везде, и ситуация у нас не хуже, чем в других странах БРИК. 50% топ-менеджеров транснациональных компаний, опрошенных «PricewaterhouseCoopers», считают коррупцию в странах БРИК неискоренимой и естественной «платой за возможность заниматься бизнесом». Лидером является Китай, где концепции «естественности коррупции» придерживаются 72% опрошенных.

Миф 4

Преступность. МИД Германии ежегодно публикует рейтинг стран, небезопасных для иностранцев. Бразилия, Россия, ЮАР. Но в Рио-де-Жанейро, например, официально разрешено вечером проезжать на красный свет, потому что машины, которые остановятся на перекрестке, с большой вероятностью будут ограблены. В Москве ситуация намного лучше.

Я полагаю, что на самом деле проблема иностранных инвестиций в России во многом психологическая, потому что на самом деле вкладывать средства в экономику страны с 12% доходности в год намного привлекательней, чем в экономику европейских государств с 3%-ной доходностью.

И все же иностранцы не спешат вкладываться в Россию. В чем причина?

Проблема 1

Некомфортная языковая среда. Общие языковые стандарты имеют в бизнесе немаловажное значение. Например, крупнейший экспортер и импортер товаров в Португалию в 2010 году — Испания. В Испанию поступает и большинство прямых инвестиций из Португалии во многом благодаря близости языков. В ЮАР и Индии иностранец чувствует себя комфортно, так как там большинство населения говорит по-английски. В России ситуация полностью противоположная: зачастую у нас иностранцу сложно найти даже аптеку на улице. По данным Леонида Гохберга из Высшей школы экономики, свыше 70% населения России не владеют английским языком. Компания «EF English First» провела исследование на знание населением английского языка в 44 странах, где этот язык не является государственным. В итоге из стран БРИК Россия оказалась на последнем месте после Китая, Индии и Бразилии соответственно.

Проблема 2

Негативный имидж России. СССР воспринимали в мире как «империю зла». Сейчас многое изменилось, но некая настороженность осталась. Согласно данным ежегодного опроса «BBC World Service Country Rating Poll», который проводился в 27 странах мира в 2010–2011 годах, у пяти из 16 государств имидж оказался отрицательным. Среди них Россия. За год отношение к России в среднем ухудшилось, в то время как симпатии к Бразилии, ЮАР, США возросли.

Проблема 3

Бюрократические барьеры. Как только иностранный предприниматель или инвестор приходит в Россию, он сталкивается с огромным количеством проблем по оформлению бумаг, что вызывает недовольство и нежелание вести дела в этой стране в дальнейшем.

Проблема 4

Стандарты ведения сделок, представления документов. Российским бизнесменам не хватает четкости, структурированности ведения дел. Показательный пример — выставка «MIPIM-2010» в Каннах. На российских стендах демонстрировались многообещающие проекты, но иностранным инвесторам предлагалось приехать в Россию, на месте познакомиться с ситуацией и после этого обсудить возможные варианты сотрудничества. В то же время на британских стендах демонстрировались проекты, к каждому из которых сразу прилагался набор документов, в которых детально описаны земельный участок, границы, назначение, объемы, функционал, маркетинговый план, проект соглашения и телефон продавца, и не надо ни с кем ничего обсуждать.

Проблема 5

Ментальность российских акционеров и инвесторов. Как только иностранный инвестор или кредитор заинтересовались, российские партнеры начинают относиться к нему как к какой-то дойной корове и стараются выжать из него все что можно. Они портят репутацию себе, отрасли и стране в целом.

На мой взгляд, для исправления ситуации работать нужно в двух направлениях.

Во-первых, необходимо улучшать имидж России в глазах иностранных инвесторов. Чтобы развеивать мифы о России, которые очень любят западные журналисты, нам всем следует уделять решению этой задачи больше времени и внимания, тратить силы и время на государственном и на частном уровнях. Улучшение репутации России — общенациональная задача, которая должна объединить усилия государства, корпораций, общественных объединений и групп.

Во-вторых, надо работать по максимально комфортным и понятным иностранным инвесторам стандартам. Информация о проектах и всех условиях должна быть доступной, прозрачной и понятной. Необходимо уменьшить объем «бумажных работ», по возможности сделать доступной подачу документов онлайн, сделать прозрачной процедуру государственных закупок, ввести четкие процедуры на таможне.

Мы разработали поправки в Градостроительный кодекс, которые значительно облегчат приток иностранных инвестиций в строительство. Для строительных проектов, которые уже прошли в Европе процедуру согласования проектной документации, построены и введены в эксплуатацию, не нужно проводить повторную процедуру согласования в России. Вместо этого надо будет подготовить декларацию о соответствии зарубежной документации условиям России по форме, утвержденной правительством РФ. Естественно, будут введены и ограничивающие условия: например, объект строительства не должен быть особо опасным, технически сложным или уникальным. Но я уверен, что поправки в целом облегчат строительство объектов и помогут привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику.


«Российская газета»



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru