General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Торговая недвижимость Москвы весной 2011: спрос на торговые центры возвращается

Посткризисная эволюция

Розничная торговля набирает обороты, а значит, первые последствия кризиса постепенно преодолеваются. Такой вывод делают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», рассматривая отчеты компаний по состоянию рынка торговой недвижимости в Москве в первом квартале 2011 г. и по итогам 2010 г.

В 2010 г. в сравнении с предыдущим годом на столичном рынке произошло увеличение спроса на торговые помещения со стороны потенциальных арендаторов, отмечается в исследовании, проведенном компанией «Магазин магазинов» в ассоциации с «CB Richard Ellis». Средний уровень вакантных площадей в московских торговых центрах постепенно снижался. В I квартале 2010 г. их доля по всем функционирующим торговым центрам составляла 6,5%, во II втором квартале — 5,5%, в III квартале — 3,9% и, наконец, в IV квартале — 3,0%.

В IV квартале 2010 г. на московском рынке зафиксировано сокращение доли свободных площадей, как в новых торговых центрах (открытых с 01.01.10 по 31.12.10), так и в работающих более одного года (открытых до 31.12.09). В первой группе объектов доля вакантных площадей по итогам IV квартала составила 4,1% (снизилась на 2,7% по сравнению с III кварталом и на 6,3% по сравнению со II кварталом), а во второй — 2,9% (снизилась на 0,3% по сравнению с III кварталом и на 1,7% по сравнению со II кварталом).

Новое строительство

По данным консалтинговой компании «Praedium Oncor International», отмечается оживление и в сфере девелопмента торговой недвижимости. Одним из наиболее заметных событий стало открытие 10 марта торгового комплекса «AFIMALL» в деловом центре «Москва-Сити». ТРК «AFIMALL» общей площадью почти 180 000 м² стал одним из крупнейших торговых объектов столицы, среди его арендаторов — все основные торговые сети. Торжественная церемония открытия торгового центра запланирована на начало мая. К этому времени будут открыты 80% торговых площадей.

Как отмечают аналитики «Praedium Oncor International», в I квартале 2011 г. было введено в эксплуатацию около 150 000 м² торговых площадей. Объем нового строительства в I квартале почти втрое превысил аналогичный показатель 2010 г. Таким образом, на конец первого квартала 2011 г. общий объем площадей в качественных торговых центрах в Москве составляет примерно 7,55 млн. м², из которых 3,95 млн. м² — торговые площади.

Обеспеченность жителей Москвы качественными площадями с учетом обновленных результатов переписи населения 2010 г. составляет 343,5 м² на 1000 человек, что по-прежнему ставит российскую столицу на одно из последних мест в списке крупных городов Европы по обеспеченности торговыми площадями.

До конца 2011 г. к вводу в эксплуатацию запланировано порядка 400 000 м² торговых площадей. Среди крупных торговых центров, открытие которых намечено на период с апреля по декабрь, можно отметить следующие: ТЦ «Калейдоскоп» («GBA» — 102 000 м², «GLA» — 35 000 м²), «Белая дача» («GBA» — 42 050 м², «GLA» — 38 000 м²), ТЦ «Парус» («GBA» — 35 500 м², «GLA» — 25 760 м²), ТРЦ в составе жилого комплекса «Авеню 77» в микрорайоне Северное Чертаново («GBA» — 31 000 м², «GLA» — 20 000 м²) и другие.

Направления

Среди столичных магистралей, по данным компании «Магазин магазинов», лидером по обеспеченности современными торговыми центрами является Ленинградское шоссе: совокупное предложение арендуемых площадей составляет 355 800 м² Вблизи данной магистрали расположены такие известные объекты, как «Мега Химки» и «Метрополис». Примерно одинаковое количество арендопригодных площадей в современных торговых центрах (от 218 500 м² до 221 500 м²) находится на участках «Проспект Андропова — Каширское шоссе», «Профсоюзная улица — Калужское шоссе», «Проспект Мира — Ярославское шоссе». Наименьшее предложение площадей в привязке к магистралям зафиксировано на Рязанском и Волгоградском проспектах.

По итогам 2010 г. показатель обеспеченности населения торговыми площадями повысился и зафиксирован на уровне 345 м² на 1000 человек. Уровень обеспеченности постоянного населения различных округов Москвы арендопригодными площадями неодинаков, что объясняется неравномерным распределением объектов торговой недвижимости в городе. Самый высокий уровень обеспеченности зафиксирован в Центральном (502 м² на 1000 жителей), Северном (442 м² на 1000 жителей) и Северо-Восточном (440 м² на 1000 жителей) административных округах Москвы, самый низкий — в Восточном административном округе (109 м² на 1000 жителей) и Зеленограде (46 м² на 1000 жителей).

Перемены

Изменения градостроительной политики новых московских властей могут значительно повлиять на стратегию дальнейшего развития рынка. Вводится запрет на строительство торговых объектов в центре, а вместо торговых центров на площади Павелецкого вокзала и на Белорусской появятся паркинги.

В целом можно отметить, что сегодня и собственники объектов, и торговые операторы ведут себя очень осторожно (особенно в сравнении с докризисным периодом). Уроки кризиса научили игроков рынка, что только качественные концептуальные объекты будут пользоваться спросом и способны выдержать взлеты и падения рынка. Арендаторы стали более внимательно оценивать экономику будущих магазинов, учитывая возможные риски, с осторожностью рассматривать аренду в строящихся или новых, еще не раскрученных ТЦ.

Вообще, потребности арендаторов существенно изменились, считает коммерческий директор УК «Фрагра» Михаил Шутов. «Конкуренция увеличивается, и ритейлеры не просто механически наращивают присутствие, а стремятся расширить спектр услуг, тщательно изучая спрос. Ритейлеры и девелоперы активно ищут ключи к сердцам покупателей — за последний год на рынке появились новые форматы торговли. Показательный факт — „X5“ открыла лабораторию изучения потребительского спроса», — говорит он.

По мнению специалистов УК «Фрагра», мыслить категориями «рынок арендатора — рынок арендодателя» уже не актуально. «Не секрет, что между арендаторами и собственниками издавна существует негласное противостояние, в котором управляющей компании отводилась роль буфера, — отмечает Шутов. — В хорошие годы такой подход мог быть оправдан, поскольку ТЦ легко заполнялся и генерировал доходы без лишних усилий. Сегодня же заполнить ТЦ (не говоря о том, чтобы иметь лист ожидания) невозможно без активных усилий со стороны собственника. И речь идет не о механическом снижении ставок, на которое скрепя сердце шли на заре кризиса. Доходы собственника вырастают из доходов арендаторов. Значит, необходимо обеспечить покупательские потоки и высокий уровень конвертации посетителей в покупателей. Все эти задачи ложатся на плечи УК, чья работа раньше нередко сводилась к сбору арендной платы и эксплуатации здания».

Поддержание лояльности старых покупателей и привлечение новых — работа, которую надо вести постоянно. Даже хорошо расположенный торговый центр с устоявшимися потоками посетителей существует в состоянии постоянной угрозы. Появление нового сильного конкурента с хорошим пулом арендаторов легко может выбить, казалось бы, устоявшийся проект с рынка.

От противостояния к синергии

Способов преодоления таких трудностей может быть множество — от разработки программ лояльности и организации массовых мероприятий до работы с навигацией на территории ТЦ. Однако первоочередная задача управляющих компаний — услышать арендаторов, понять, кто из них реально генерирует покупательские потоки, и помочь им раскрыться. «Для этого нужны: с одной стороны, независимые исследования, с другой — открытые встречи с арендаторами. Не секрет, что многие УК всеми силами стремились избежать общих собраний арендаторов. Предполагалось, что это позволит арендаторам заключать злокозненные альянсы против собственника. Понятно, что такая позиция контрпродуктивна хотя бы потому, что ничего не помешает недовольным арендаторам скооперироваться самостоятельно, в неофициальной обстановке. В современных условиях уже нельзя мыслить привычными категориями противостояния „арендатор — собственник“. Ключ к успеху — совместная работа, а организация ее как раз и является делом управляющих», — говорит Михаил Шутов.

За МКАД

За 12 лет современная торговая недвижимость за МКАД эволюционировала от формата специализированного ТЦ до аутлет-центра. По результатам исследования, проведенного консалтинговой компанией «RRG», в десятикилометровой зоне от МКАД действует 42 торговых объекта, которые по своим характеристикам соответствуют понятию «концептуальные». С точки зрения формата преобладают проекты с традиционной концепцией, включающей в себя одного-двух якорных арендаторов и торговую галерею. А вот с точки зрения масштаба на «примкадовых» территориях представлен полный спектр: от районных до суперрегиональных.

Несмотря на преобладание «классического» формата, развитие торговой недвижимости в ближайшем Подмосковье началось с открытия специализированного торгового центра. Мебельный ТЦ «Три кита», построенный в 1999 г. в 2 км от МКАД по Можайскому шоссе, и по сей день работает в этом же формате.

Первые ТЦ широкого профиля открылись лишь спустя три года. В 2002 г. были введены сразу четыре объекта: суперокружные «Капитолий Ленинградский», «Ашан Мытищи»«, суперрегиональный — «Мега Теплый Стан», а также «премиальный» «Крокус-сити молл».

С этого момента начался этап бурного развития торгового сегмента в ближайшем окружении столицы. В 2003 и 2004 гг. было открыто по четыре ТЦ, среди которых один суперрегиональный («Мега Химки»), четыре суперокружных, два районных и один специализированный.

Рекордными по числу ввода количества новых ТЦ стали 2005 и 2006 гг. В 2005 было открыто семь, а в 2006 г. — восемь объектов различного формата. Однако интересы девелоперов сместились в сторону более мелких ТЦ. В частности, в 2005 г. было открыто всего два суперокружных объекта и пять районных, а в 2006-м — четыре районных, два окружных и один специализированный. Кроме того, в этом же году был осуществлен очередной суперрегиональный проект «Мега Белая Дача».

В последующие несколько лет объемы ввода ТЦ в 10-километровой зоне вокруг столицы стали заметно скромнее, что свидетельствует об относительном насыщении рынка. В 2007 г. было введено всего два ТЦ, а в 2008-м, 2009-м и в 2010-м — по четыре.

Впрочем, основной причиной этой «скромности», скорее всего, стал кризис. В ближайшее же время можно ожидать появления не только новых проектов, но и новых форматов. В частности, ожидается открытие совершенно новых для России аутлет-центров.

«Ближайшее Подмосковье — исключительно благоприятная территория для функционирования торговой недвижимости самых разных форматов, — говорит генеральный директор консалтинговой компании «RRG» Денис Колокольников. — С одной стороны, небольшие ТЦ востребованы жителями областных городов, которые уже давно привыкли делать покупки в московских концептуальных ТЦ и с радостью воспринимают строительство аналогичных объектов в шаговой доступности. С другой стороны, большие площадки вдоль МКАД и федеральных трасс создают предпосылки для реализации торговых «мегапроектов». «Для подмосковных жителей и жителей ближайших областей МКАД — это как бы психологическая и естественная преграда для въезда в Москву. Поэтому „примкадные“ проекты также пользуются у них популярностью, — добавляет эксперт. — Можно уверенно говорить, что ТЦ на МКАД во многом являются центром притяжения Московского региона и даже соседних областей, где численность населения близка к 20 млн. человек».

Нельзя забывать о проблеме пропускной способности как МКАД, так и подмосковных трасс, отмечают специалисты портала www.irn.ru. В этом плане важна совместная работа правительств Москвы и области для совершенствования транспортной инфраструктуры.

В заявленных планах девелоперов только на 2012 г. значится еще 12 концептуальных торговых центров, расположенных в десятикилометровой зоне от МКАД. А всего планируется в обозримом будущем ввести 15 новых проектов.


«IRN.RU»



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru