|
||||||||||||||||||||||||||||
Новости рынка недвижимостиТорговый сегмент Москвы. I квартал 2015 г.Ввод новых торговых площадей и девелоперская активность Общий объем качественных площадей торговых центров Московского региона по итогам I квартала 2015 г. составил, по оценкам «RWAY», 10,313–10,713 млн. м², суммарный объем торговых площадей — 5,127–5,727 млн. м². Объем ввода качественных торговых площадей в 2014 г. был скорректирован, поскольку девелопер перенес техническое открытие ТРЦ «Кунцево Плаза» (общая площадь — 245 тыс. м², арендопригодная торговая площадь — 65 тыс. м²) с 18 декабря 2014 г. на 23 января 2015 г. По причине неполной готовности объекта, полноценное открытие ТРЦ «Кунцево Плаза» было отложено девелопером на 2015 г. Перенос сроков ввода в эксплуатацию некоторых торговых объектов в Московском регионе, заявленных к открытию в I–II кварталах 2015 г. продолжается, а также приостановлена реализация некоторых проектов в связи с экономической нестабильностью, проблемами с банковским финансированием новых проектов и снижением активности ритейлеров в условиях падения потребительского спроса. Например, открытие ТРЦ «Выходной» в Люберцах было перенесено на сентябрь 2015 г., открытие ТРЦ «Zеленопарк» переносится на август — сентябрь 2015 г. В феврале 2015 г. был открыт ТРЦ «Columbus» (общая площадь 277 тыс. м², торговая — 140 тыс. м²), а в марте 2015 г. — специализированный торговый объект «Центральный детский магазин на Лубянке» общей площадью 73 тыс. м² (арендопригодная торговая площадь 34,4 тыс. м²). Строительство ряда торговых центров «замораживают». Так, в марте 2015 г. девелопер «Essence Development» приостановил строительство ТРЦ на Ярославском шоссе (общей площадью 114,5 тыс. м², торговой площадью 88 тыс. м²). Первоначально ввод объекта в эксплуатацию был запланирован на I квартал 2016 г. Комментарий эксперта специально для «RWAY» Олеся Дзюба, заместитель руководителя отдела исследований, компания «JLL»: «Инвестиционная активность в секторе торговой недвижимости остается на низком уровне: кроме стоимости заемных средств, это обусловлено несоответствием ожиданий потенциальных продавцов и покупателей объектов — зачастую, даже если собственники и планировали продавать объект, сейчас не готовы это делать по текущим уровням. Кроме того, в отличие от предыдущего кризиса, на рынке нет большого количества проблемных активов, предлагаемых на продажу». Посещаемость и спрос. Вакантность В феврале 2015 г. оборот розничной торговли в Москве снизился на 9,6% по сравнению с февралем 2014 г. Несмотря на приближение праздников в конце февраля — начале марта 2015 г. посещаемость торговых центров Москвы значительно снизилась по сравнению с аналогичными периодами 2014 г. Снижение посещаемости за первую неделю марта составило порядка 10,4%, по данным «Watcom Group». Снизилась посещаемость торговых центров на 6–7% по сравнению с 2014 г. и перед праздником «День защитника Отечества» 23 февраля 2015 г. Однако, уменьшение количества посетителей в предпраздничные дни почти не отразилось на выручке торговых сетей, что связано с повышением цен на товары на 20–30%. Так, уровень продаж сетевых ритейлеров — продавцов бытовой и компьютерной техники, таких как «М.Видео», «Эльдорадо», в предпраздничные периоды I квартала 2015 г. остался примерно на уровне 2014 г. Динамика продаж и посещаемости магазинов в предпраздничные дни продемонстрировала укрепившуюся рациональную модель потребительского поведения, выражающуюся в осторожном совершении покупок, экономии на развлечениях и ресторанах, досуге и импульсивных покупок, тщательном изучении цен и качества выбираемой продукции. Заполняемость арендаторами недавно построенных торговых комплексов по-прежнему остается на низком уровне. На фоне снижения рентабельности торгового бизнеса в результате падения спроса, многие арендаторы не выдерживают арендную нагрузку и по-прежнему пытаются добиться улучшения для себя коммерческих условий. Предметом переговоров остаются:
Пример: сеть магазинов «Enter Связной» добилась сокращения арендных выплат на 48% по России, в том числе в Москве снижение выплат составило 68%. При этом до начала действия программы сети по оптимизации затрат путем проведения переговоров с арендодателями порядка 17% договоров аренды были заключены в иностранной валюте. По данным на март 2015 г., практически все договоры аренды сети были переведены на рублевые ставки, а в договорах, по которым переход на рублевую ставку был невозможен, арендодатели снизили ставки или «замораживали» их в среднем на шесть месяцев. «RWAY.Ru» Вернуться к ленте новостей. |
|||||
|