![]() |
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Новости рынка недвижимостиКатастрофа на рынке торговой арендыВ первом полугодии 2009 года в российских регионах было построено 392 тыс. квадратных метров торговых площадей. По данным компании «Jones Lang LaSalle», новые ТЦ увеличили количество вакантных площадей с 5 до 15% и обрушили арендные ставки до 70%. Тенденция к увеличению доли свободных площадей, по данным экспертов «Jones Lang LaSalle», скорее всего, сохранится в ближайшие месяцы, так как ожидается завершение строительства и сдача в эксплуатацию большого количества торговых центров, строительство которых началось до кризиса. «Падение ставок аренды должно привести к падению цен на товары, в противном случае торговля обречена на перманентный кризис и рост цен». «В последующие два года ввод новых торговых площадей будет минимальным из-за отмены и переноса сроков сдачи большого количества объектов на начальных этапах строительства, что, в свою очередь, ограничит дальнейший рост доли вакантных площадей в регионах», — говорится в отчете компании. Стоить заметить, что вопреки прогнозам аналитиков, наибольшее падение арендных ставок произошло не в Москве и Санкт-Петербурге, которые обладают явными излишками подобных объектов, а в региональных городах. В зависимости от профиля торгового центра они упали на 15–70%. Как сообщает Bfm.ru, самое большое снижение произошло в аренде площадей для торговли детскими товарами (на 70%) и для одежного ритейла (60%). Эксперты «Jones Lang LaSalle» прогнозируют, что в ближайшее время строительство ТЦ в регионах будет вестись очень осторожно. Региональные компании сообщают, что наибольшим образом кризис на рынке аренды торговых площадей зафиксирован в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Самаре, Ярославле. Аналитики «Panorama Estate» утверждают, что для вновь вводимых торговых объектов характерна высокая доля вакантных площадей (до 50–60%). Вакантные площади в наиболее успешных торговых центрах Москвы остались на прежнем уровне и не превышают 3%. В то же время наибольшее снижение характерно для дорогих и очень дорогих торговых центров. На втором месте — неудачно расположенные центры. На сегодняшний день в наиболее качественных крупных торговых центрах Москвы, в основном в центре города, ставка может составлять от 1000 до 5000 долларов за квадратный метр, не считая стоимости эксплуатационных расходов. Удешевление за время кризиса минимальное — не более 20%. В менее концептуальных центрах ставка зависит от местоположения, наличия вакантных площадей и продуманности общей концепции и составляет 500 до 2500 долларов за метр в год. За прошедший год падение в этом сегменте составило порядка 25–40%. На третьем месте — помещения street retail в основных торговых центрах. Здесь ставки просели наибольшим образом — до 60% с начала кризиса. Сегодняшние ставки оцениваются экспертами в 700 — 3500 долларов в год. «Хорошая новость в том, что, наконец, лопнул ценовой пузырь, существующий во всех сегментах торговой недвижимости, — говорит газете Взгляд директор инвестиционного консалтинга компании «Panorama Estate» Ольга Косенкова. — Ставки значительно скорректировались, но это еще не предел. Теперь на рынке будет более справедливая и понятная цена, подкрепленная реальным спросом. Кроме того, на рынке произойдет качественное перераспределение: более слабые торговые центры будут вынуждены пересматривать концепцию, возможно, будут искать новую специализацию, словом, повышать качество». Ряд опрошенных газетой аналитиков считает, что снижение ставок аренды, традиционно закладываемое в стоимость любого товара, должно привести к падению розничных цен. Однако пока наблюдается только падение спроса и снижение объемов продаж. «К сожалению, российские продавцы товаров, в первую очередь, легкой промышленности и, само собой, иностранного производства, считают своеобразно — чем меньше клиентов, тем меньше поводов снижать цены, — говорит гендиректор консалтинговой компании RRT Realty Consulting Андрей Войцыховский. — Попытки за счет повышения цен или, как минимум, не снижения решать свои проблемы могут вывести негативные тенденции на рынке на новый виток. Во всем мире работает железное правило — падение ставок аренды ведет к снижению цены товара или услуг». «В связи со снижением оборотов в сетевых магазинах одежды остаются стоки продукции, которые необходимо сбывать, поэтому уже в ближайшее время станут крайне востребованы различные стоковые и дисконтные центры, — говорит Ольга Косенкова. — Уже заявлено о развитии первой сети аутлет-центров в Подмосковье, а первый будет построен на Ленинградском шоссе». Эксперты отмечают серьезный передл рынка торговых сетей и их арендаторов. Многие ритейлеры уходят с рынка («Гроссмарт», «Точка вкуса», «Бананамама», «Арбат престиж», «Смак», «Самохвал», «Букбери», «Неоторг», «PurPur» и др.), а другие пользуются кризисом в целях консолидации подешевевших активов (такие компании как «X5 Retail Group», сотовые операторы и др.). Планируют выход на российский рынок такие крупные сетевые бренды, как «Selgros», «Wal-Mart», «Carrefour», «H&M», «Gap», «Peek und Cloppenburg», «Harvey Nichols». Александр Аксенов Вернуться к ленте новостей. |
|||||
![]() |
|||||
|