General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Сегодня в московских торговых центрах пустует 10% площадей

Девелоперы торговых центров, несмотря на снижение с начала года арендных ставок на 10–15%, так и не смогли удержать ритейлеров. По итогам первого квартала 2009 года уровень вакантных площадей в столице достиг рекордного значения в 10%. В результате сейчас простаивает порядка 300 тыс. м². При этом в 2009–2010 годах в Москве должны открыться новые торговые комплексы общей площадью более 2 млн. м², большая часть из которых, по всей видимости, так и не найдет своего арендатора, пишет «РБК daily».

По подсчетам компании «Магазин магазинов», объем торговых площадей в современных ТЦ достиг в Москве к началу апреля 2,87 млн. м². Однако не все торговые «квадраты» оказались востребованы арендаторами: впервые на рынке было зафиксировано 10% вакантных площадей. На протяжении большей части прошлого года этот показатель колебался на уровне 1–2%, а к концу года под влиянием кризиса подскочил до 8%.

И это «средние данные по больнице». «В ряде торговых центров, например в ТЦ „Охотный ряд“ или „Европейский“, до сих пор сохраняется высокий неудовлетворенный спрос на аренду торговых помещений», — замечает и.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости АКН «Миэль» Ирина Голубенко.

В то же время, как рассказал один из столичных брокеров, во многих объектах свободных площадей значительно больше: «К примеру, „РИО Гранд“ „Ташира“ заполнен не более чем на половину, „Павлово подворье“ ОПИНа — на 70%». Не полностью заполнены «Таганский пассаж» и «Метрополис». Руководитель департамента брокерских услуг «Astera» Наталья Давиденко добавляет, что увеличивается число введенных объектов с торговой галереей, заполненной лишь на 55–60%. «Прежде норма заполняемости при открытии ТЦ была не менее 70–80%», — напоминает управляющий партнер компании «Blackwood» Константин Ковалев.

На уровне вакантных площадей сказалось как увеличение объема рынка за счет открытия трех торговых комплексов, так и отказ арендаторов от своих помещений. «На рынке ритейла начались банкротства, а сети, которые более-менее нормально себя чувствуют, корректируют планы развития и расторгают договоры аренды», — замечает К. Ковалев.

Арендаторов в ТЦ не удержал даже значительный дисконт по арендным ставкам. С начала 2009 года цена аренды снизилась на 10–15% и все еще продолжает корректироваться, говорят аналитики «Магазина магазинов». С начала кризиса средняя стоимость торговых площадей в Москве упала в два раза. По данным «Cushman&Wakefield / Stiles&Riabokobylko», после третьего квартала 2008 года средняя ставка аренды составляла 2,25 тыс. долл. за 1 м², а к апрелю 2009 года этот показатель уже рухнул до 1,1 тыс. долл.

В то же время в этом году девелоперы планировали ввести еще 960 тыс. м² торговых площадей, а в 2010 году — 1 млн. м². Эксперты единодушны в том, что на рынок выйдет лишь малая часть этих проектов — 30–40%, причем большинство из них будут иметь проблемы с заполняемостью.

RealEstate.ru



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru