General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Коммерческие помещения на первых этажах новостроек значительно упали в цене

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании «Est-a-Tet» проанализировали рынок коммерческих помещений на первых этажах жилых комплексов: уровень цен, востребованные форматы, наиболее частые варианты использования, а также влияние кризиса и законодательных нововведений на сегмент.

«Кризис рынок коммерческих помещений в жилых комплексах пережил гораздо легче, чем сегмент таких объектов в торговых или деловых центрах. Конечно, потенциал у разных помещений зависит от их целевого назначения, для которого собственники его приобретают. В целом, можно сказать, что ликвидность жилых и коммерческих помещений находится в антагонизме. Для жилья плюсом будет закрытая и охраняемая территория, отсутствие транзитного пешеходного и автомобильного трафика, тишина и приватность придомового пространства, а лучше всего района. Для привлекательных коммерческих помещений закрытая и непроницаемая для внешних потребителей территория противопоказана, редкое исключение — небольшие спа, салоны красоты, медицинские и детские развивающие центры в премиальных и элитных проектах, которым достаточно клиентского потока, формируемого за счет жителей комплекса. Самое интересное, что прямо пропорциональной зависимости между классом самого жилого комплекса и представленными в нем коммерческими помещениями нет. Иногда в проектах экономкласса такие объекты стоят даже дороже, чем в дорогих сегментах, если расположены в „проходном“ месте, генерирующем хороший клиентский трафик. В целом цены на коммерческие помещения в жилых комплексах упали не более чем на 15%, а застройщики с востребованным предложением могли себе позволить цены и не снижать», — отмечает Елена Мишина, руководитель отдела коммерческой недвижимости «Est-a-Tet».

Назначение

Самый высокий уровень цен фиксируется для помещений под стрит ритейл, однако, и требования к ним более жесткие. Во-первых, это расположение на «первой линии», где есть плотный пешеходный или транспортный трафик. Во-вторых, наличие отдельного входа, в-третьих, у помещений должна быть большая площадь остекления, необязательно стандартная витрина, но хороший рекламный потенциал.

Формат

Существует большое многообразие форматов коммерческих помещений в жилых проектах: встроенные и встроенно-пристроенные, на первых, вторых и даже третьих этажах, разной площади и планировки. Однако для стрит ритейла подходят только помещения первых этажей. Кроме того, объекты обладают хорошим потенциалом для торговли, если имеют открытую планировку с минимальным количеством колонн и несущих вертикальных перекрытий, позволяющую эффективно организовать пространство под торговые нужды. При других конструктивных особенностях и расположении коммерческие помещения могут быть востребованы для размещения инфраструктурного бизнеса.

Средний уровень цен на коммерческие помещения в жилых комплексах колеблется от 10 до 50 тыс. руб. за м² в год за аренду и от 150 до 400 тыс. руб. за м² за покупку. При этом стоимость 1 м² помещения площадью 50–100 м² превышает стоимость помещений большего формата в среднем на 30%. Это обосновано большей востребованностью небольших помещений, обусловленной тем, что общая цена таких объектов лежит в поле инвестиционных возможностей физических лиц и с тем, что подобный формат имеет широкий потенциал для конечного использования. Это может быть любой малый бизнес: аптека, парикмахерская, магазин любого профиля, офис продаж и даже кафе.

Наиболее активно развивающимся сетевым бизнесом является продуктовый ритейл. Стандартный тип размещения продуктового оператора — площадь от 800 м² на одном уровне. Такие возможности не часто заложены в жилых проектах, поэтому существует определенный дефицит предложений такой площади. Получается, что «средняя зона» между 100 и 800 м² в текущей ситуации снижения деловой активности, темпов развития сетевых операторов и инвестиционных возможностей оказалась наиболее уязвима. В докризисное время помещения в районе 500–800 м² пользовались спросом, например, для фитнес-клубов и небольших гостиниц. Но сейчас бюджетный гостиничный сектор сократился до минимума, а фитнес пробует новый формат «околоспортивного» характера — «ленивый фитнес», который вполне обходится площадью 100 м². Сохраняется интерес к помещениям в районе 300 м² среди детских и медицинских центров. Но преимущественно эти предприятия существуют на арендованных объектах, бюджетные возможности этого бизнеса несравнимы с торговлей, и для собственников объектов они не обеспечивают достаточный уровень доходности. В связи с тем, что основная группа покупателей — это инвесторы, приобретающие коммерческую недвижимость с целью последующей сдачи в аренду, то рынок продажи помещений «средней зоны», а особенно имеющих невыраженный торговый потенциал, остро ощущает отток покупателей. Таким образом, для новостроек самым оптимальных решением является мелкая нарезка с возможностью объединения нескольких помещений.

Законодательные нововведения

Правительство Москвы за последнее время приняло серьезное решение в отношении коммерческих помещений: запрет на переоборудование жилых помещений в нежилые с отдельным входом, что ограничило возможности малого и среднего бизнеса. Однако власти руководствовались тем, что такие перепланировки неизбежно затрагивают конструктив и создают риски целостности здания, а разномастные пристроенные к фасадам лестницы и тамбуры портят внешний облик, как отдельного здания, так и всего города. Сегодня активно обсуждается инициатива властей ввести запрет на строительство жилых помещений на первых этажах в домах.

«Мне кажется, это излишняя норма. В настоящее время в новостройках на первых этажах и так, как правило, размещены коммерческие объекты. Девелоперы стремятся максимально обеспечить свои проекты всей необходимой инфраструктурой с целью повышения привлекательности объекта. Более того, зачастую в жилых комплексах даже возникает переизбыток нежилых помещений. Лучше всего, когда на этапе проектирования привлекаются консультанты из сферы коммерческой недвижимости. Профессиональные рекомендации, в том числе, в отношении размеров и конструктива нежилых помещений в каждом конкретном случае, позволят удовлетворить потребности малого бизнеса в помещениях для предпринимательской деятельности и повысить ликвидность нежилых объектов в составе жилых комплексов», — рассказывает Елена Мишина.



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru