General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Торговый рынок Москвы ждет удвоение

Москва остается приоритетным рынком для всех ритейлеров — при открытии каждого нового профессионального объекта большинство операторов стараются там присутствовать. По мнению специалистов «NAI Becar», активный рост предложения может привести к «вымыванию» с рынка мелких игроков, а также активному освоению регионов.

В 2014 году общий объем предложения может достигнуть 9700 тыс. м², прогнозируют эксперты. Этот показатель существенно превысит итоговый за 2013 год, когда общий объем торговых площадей в Москве оценивался «NAI Becar» в 7948 тыс. м², что выше данных 2012 года на 11%. Если все заявленные планы будут реализованы в этом году, то рынок ждет, по меньшей мере, удвоение.

Высокий ввод — низкая вакантность

Неизменный спрос и быстрое поглощение качественных площадей делает рынок особенно привлекательным с точки зрения инвестиционной активности. Из наиболее значимых событий конца года следует отметить приобретение компанией «Киевская площадь» ТВЦ «Лотос-Сити», одного из крупнейших девелоперских проектов на территории Новой Москвы. Также «RD Group» стала полноправным владельцем ТЦ «Времена года» — комплекса торговых галерей класса люкс, а «TVO Europe» и «Capital Group» закрыли сделку по приобретению ТРЦ «Речной». Последние две сделки вошли в десятку наиболее крупных по итогам года. Таким образом, за 2013 год на территории Москвы введено в строй порядка 779 тыс. м² новых торговых площадей.

Несмотря на столь яркую динамику, вакантность помещений держится на низком для столичного региона уровне, едва превышая 4%. Обеспеченность торговыми площадями в Москве сегодня ниже, чем, к примеру, в Санкт-Петербурге и составляет всего 663 м² на 1000 жителей против 700 м² в северной столице. «Главная причина отставания — рост населения (в т.ч. миграционный), а также достаточно жесткие требования к строительству — ограничения по локации (в пределах ТТК строительство запрещено), отсутствие свободных участков под застройку и др.», — комментирует Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки «NAI Becar». Впрочем, добавляет эксперт, только за четвертый квартал обеспеченность выросла на 5%, что и позволило заметно сократить разрыв между столицами.

Первые звоночки

Несмотря на радужную до последнего времени картину рынка, тревожные сигналы, свидетельствующие о спаде продаж и изменении потребительского поведения, стали поступать уже в ноябре. Если подобные тенденции усилятся, то в скором времени, особенно на фоне роста предложения, рынок торговой недвижимости безвозвратно изменится в пользу арендатора, как в свое время произошло с офисным рынком. И если ситуация не отразится напрямую на падении ставок аренды, то условия аренды, так или иначе, подвергнутся корректировке в сторону больших привилегий для ритейлеров. По подсчетам г-жи Данченок, стоимость аренды для якорных арендаторов сегодня варьируется от 150 до 550 $ за м² в год. Для торговой галереи этот показатель может достигать 4200 $.

Указанные факторы подчеркивают развитие конкуренции и усиливающуюся борьбу за посетителя. По мнению специалистов «NAI Becar», это приведет к активному дальнейшему освоению регионов, где экстенсивное развитие еще может себя оправдать.

Разница в отличии

«Проблема российского рынка ритейла в том, что многие центры являются практически „клонированными“ — стандартный набор операторов, одни и те же бренды, отсутствие ярко выраженной концепции или уникальных свойств, выделяющих ТЦ среди конкурентов. На сегодняшний день ТРЦ удается игнорировать это обстоятельство — спрос все еще превышает предложение», — резюмирует Анна Данченок. Тем не менее, эксперты «NAI Becar» отмечают тенденцию к смещению вектора развития в сторону специализированных площадок. Так, на два открытых торговых центра окружного масштаба непременно приходится один крупный специализированный гипермаркет. Как правило, это мебельный центр или строймаркет.

Потребительская модель будет и дальше меняться в сторону более узкой специализации и повышении роли «атмосферности» при выборе ТРЦ. Впрочем, усиление и расширение детского и развлекательного сектора отмечено во всех недавно открытых центрах — на сегодняшний день это один из наиболее эффективных инструментов привлечения посетителей.


«RWAY.Ru»



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru