General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

В России популярность кофеен растет год от года

Вместе с все увеличивающейся популярностью кофе растет и рынок кофеен. По итогам 2011 года количество кофеен 70 ведущих брендов Европы достигло 10 474 точек. На первое место по количеству «точек» вышла британская сеть «Costa Coffee»: сегодня под этим брендом работает более 2000 точек в 25 странах мира, включая Россию. Второе место занял бренд «McCafe» (более 1000 кофеен). По показателю роста количества заведений «европейские» топовые места распределились следующим образом: на первом месте по абсолютным показателям «McCafe» (+282), за ним следуют «Costa Coffee» (+208), «Starbucks» (+105) и российский бренд «Шоколадница» (+61). Наиболее широко представлены в Европе сети «Segafredo» (37 европейских стран), «McCafe» (23 страны) и «Starbucks» (21 страна).

Россия традиционно считается «чайной» страной. По уровню потребления кофе на душу населения страна занимает лишь 31-е место в мире. Однако потребление кофе в РФ, по данным аналитиков KPMG, постепенно растет, при этом чай по-прежнему не сдает своих позиций. Если в 2009 году житель РФ в среднем выпивал в день 1,79 чашки кофе и 3,65 чашки чая, то в 2011–2012 годах — 2,02 чашки кофе и 3,65 чашки чая.

Росту потребления кофе в России, в том числе способствует развитие рынка кофеен. По состоянию на конец 2010 года, сегмент кафе и баров занимал около 13% рынка общественного питания России в стоимостном выражении, говорится в исследовании «Euromonitor». В 2009 году этот, как и другие сегменты рынка, пережил спад, связанный с мировым финансовым кризисом. Однако уже начиная с 2010 года ситуация начала улучшаться. По прогнозам авторов исследования, в 2010–2015 годах сегмент кафе и баров продемонстрирует 15% рост. При этом, по оценке Анна Данченок, зам. директора департамента консалтинга «NAI Becar», «в сегменте кафе и баров наиболее динамично будут развиваться именно кофейни, популярность которых во многом обеспечивает стремление жителей крупных городов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, вести „западноевропейский“ образ жизни. Например, распространяющаяся мода среди жителей столиц на завтрак вне дома, влечет за собой рост популярности сетевых кофеен. Все крупнейшие сетевые кофейни России в настоящий момент предлагают своим посетителям комплексные завтраки по специальным ценам».

На данный момент в России насчитывается около 3 тысяч кофеен. При этом, по данным «РБК», около 1340 из них находятся под управлением сетей, которых в РФ по состоянию на конец 2011 года насчитывалось более 80. По данным компании «inFOLIO Research Group» из действующих в РФ кофеен около 410 находятся в Москве, около 350 — в Санкт-Петербурге. На остальные города-миллионники приходится лишь чуть более 350 кофеен. При этом в городах с населением менее 150 тыс. человек специалисты компании зафиксировали лишь 32 заведения, позиционирующих себя как кофейни.

По словам Анны Данченок: «насыщенность рынка невысока, и потенциал развития огромен: на 100 тысяч жителей страны приходится 2 кофейни. Для сравнения, в Милане и Нью-Йорке на 100 тысяч жителей приходится соответственно 135 и 27 кофеен, тогда как в Москве — лишь 4 заведения. При этом основная часть заведений расположена в Москве и Санкт-Петербурге — рынки этих городов насыщены не менее чем на 70%».

Всего в Москве, по данным «IndexBox», насчитывается около 400 кофеен, а в Санкт-Петербурге — около 350. Потенциальную емкость рынков обеих столиц «IndexBox» оценивает в 2 тысячи кофеен в каждом из городов. Эксперты «inFOLIO Research Group» считают, что Москва в состоянии «переварить» еще как минимум 260 точек-кофеен middle-сегмента и 10–15 кофеен сегмента «premium». Что касается города на Неве, то здесь не хватает 140 кофеен для среднего класса, и 5–7 для обеспеченных посетителей. В денежном выражении рынок Москвы насыщен на 70%, Санкт-Петербурга — на 80%.

До 74% общероссийского рынка контролируется кофейнями нижнего middle-сегмента, со средним чеком около 500 руб. Еще 19% приходится на долю заведений с чеком до 700 руб. Около 7% занимает premium-сегмент — выше 700 рублей. Интересно, что и в столицах, и в регионах средний чек варьируется в одном и том же диапазоне 300–500 руб. Нижний ценовой сегмент на данном рынке отсутствует. Его роль частично берут на себя заведения быстрого питания.

На столичном рынке 60% в стоимостном выражении приходится на крупные сетевые кофейни, такие, как «Шоколадница» и «Кофе Хауз», небольшие сети — например, «CostaCofe», «Кофеин», «Кофемания» — занимают 20% рынка. Оставшиеся 20% приходятся на одиночные кафе. В Санкт-Петербурге большая часть рынка — 65% — принадлежит крупным и мелким сетевым кофейням, причем наиболее значительные доли занимают лидеры московского рынка — «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Остальная часть рынка принадлежит несетевым заведениям.

Самой крупной региональной сетью, действующей на территории России, на сегодняшний день является «Traveler’s Coffee». Сеть была основана в Новосибирске в 1997 году выходцем из Америки, Кристофером Майклом Тара-Брауном. В 2000 году в Новосибирске был открыт первый эспрессо-бар, а еще через два года первая кофейня. Сеть является крупнейшей в Сибирском регионе. По состоянию на август 2012 года сеть насчитывает 51 кофейню, из которых 18 в Новосибирск. Компания также присутствует в городах: Ангарск, Балаково, Бердск, Владивосток, Владимир, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Иркутск, Калуга, Кемерово, Красноярск, Ленинск-Кузнецкий, Мирный, Москва, Нижневартовск, Новокузнецк, Новосибирск, Ноябрьск, Омск, Орел, Сургут, Томск, Тула, Тюмень, Шерегеш и Ярославль. Кофейни «Traveler’s Coffee» также открыты в Азербайджане и Казахстане.

Как отмечает Анна Данченок, зам. директора департамента консалтинга «NAI Becar»: «В среднем, рентабельность кофейни составляет 70–80%, а срок окупаемости 1,5–3 года. По мере отдаления от кризиса 2008 и роста благосостояния среднего класса, аудитория кофеен расширяется. Одновременно с ростом спроса на услугу у населения наблюдается спрос бизнеса и на отдельно стоящие/встроенные помещения стрит-ритейла, площадью до 500 м².

Своего насыщения рынок еще не достиг — а значит, конкуренция среди сетей ужесточится, поскольку в ответ на расширяющийся ассортимент предложения покупатель будет отвечать возрастающими требованиями. Собственникам бизнеса необходимо сосредоточить внимание на привлечение потребителей из low-middle-класса, поскольку именно они сейчас являются наиболее перспективной частью аудитории».


«RWAY.Ru»



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru