|
||||||||||||||||||||||||||||
Новости рынка недвижимостиИтоги I полугодия 2011 года на рынке коммерческой недвижимости. Продажа
Главный вывод:По итогам ПродажаРынок в целом В развитии рынка на протяжении первого полугодия 2011 года можно выделить 3 этапа:
В июне 2011 года на рынке было представлено 1203 объекта общей площадью 2655 тыс. м². По количеству объем предложения по отношению к декабрю 2010 года снизился на 9%, в то время как по общей площади вырос на 3%. Ценовые показатели Начиная с января 2011 года и до июня 2011 года, наблюдалось снижение цен продажи коммерческой недвижимости. Средневзвешенная долларовая цена за первое полугодие снизилась на 8% до 3724 $ за м² в год, а цена в рублях — на 17% до 104 тыс. руб. за м². Общий объем предложения коммерческой недвижимости, выставленной на продажу в июне, в стоимостном выражении снизился на 6% и составил 9,89 млрд. долл. По темпам годового снижения цен объекты различных ценовых категорий условно можно разделить на основные группы:
Сравнительный анализ по сегментамОбъем предложения В 1 полугодии 2011 года объем предложения ПСП и ПСН изменялся разнонаправлено в отличие от торговых и офисных помещений, объем которых почти не менялся. Доля ПСП в связи с некоторым снижением объема торговли и соответственно складской деятельности летом увеличилась, в то время как доля ПСН, которые могут служить дешевой альтернативой специализированным торговым объектам, снизилась. За 1 полугодие 2011 года изменение объема предложения по площади составило 0% — по торговым, +3% — по офисным, +16% — по производственно-складским помещениям, и −29% по помещениям свободного назначения, а по количеству −12%, −7%, −19% и −5% соответственно. В структуре рынка по общей площади лидирующее положение в июне 2011 года, как и ранее, заняли офисные помещения, доля которых составила 49%, доля ПСП — 29%, доля торговых помещений — 16%, а доля помещений свободного назначения — 8%. Доля офисных и торговых помещений при этом за 6 последних месяцев практически не изменилась, в то время как доля ПСП выросла на 3%, а ПСН уменьшилась на 3%. Следствием большей востребованности небольших производственно-складских помещений рост их средней площади, составивший в первом полугодии 42%, по сравнению с другими видами недвижимости, оказался максимальным. Средняя площадь офисных и торговых помещений в силу аналогичных причин выросла сопоставимо — на 13% и 11% соответственно. Средняя площадь объектов ПСН, наоборот, после существенного, почти в 2 раза роста во втором полугодии 2010 года, в 2011 году снизилась на 25%. Ценовые показатели Увеличение объема предлагаемых на рынке офисных площадей и ПСП привело к снижению цен на них на 9% и 12% соответственно. По торговым помещениям, объем предложения которых не изменился, снижение цены было незначительным и составило всего 2%, в то время, как на объекты ПСН, объем предложения которых снизился, наоборот, наблюдался рост цен, который составил 10%. Что касается объема предложения в стоимостном выражении, то его рост по торговым и производственно-складским помещениям оказался почти нулевым и составил −1% и +2% соответственно. Снижение объема предложения офисных объектов и ПСН в стоимостном выражении было равно 6% и 22% соответственно. Торговая недвижимостьОбъем предложения В Всего в июне 2011 года на продажу было выставлено 78 объектов в пределах Садового Кольца и 325 объектов за его пределами суммарной площадью 61 тыс. м² и 352 тыс. м² соответственно. Общий объем предложения торговых помещений в июне составил 414 объектов общей площадью 413 тыс. м² со средней площадью объекта 1024 м². Ценовые показатели За Объем предложения торговых помещений в центре за полугодие в стоимостном выражении вырос на 3%, в то время как за пределами центра — на 3% уменьшился. Street-retailВ Средневзвешенная цена выросла на 15% (в центре — на 5%, а за его пределами — на 9%). Рост цен на объекты «street-retail» на фоне снижения цен на торговую недвижимость в целом свидетельствует о том, что именно данный формат сохраняет свою исключительную инвестиционную привлекательность по сравнению с другими форматами торговых объектов. Объем предложения объектов формата «street-retail» в первом полугодии составил 85 тыс. м² (в центре — 15 тыс. м², а за пределами — 70 тыс. м²), а средневзвешенная цена — 8218 долл. за м² (в центре — на 14 906 долл. за м², а за его пределами — 6750 долл. за м²). Наиболее высокая средневзвешенная цена — 9091 долл. за м² — на торговые помещения в центре, менее дорогие торговые объекты — от 5281 до 6187 долл. за м² (за исключением Волоколамского мегакластера), располагаются на западе, северо-западе и юго-западе Москвы. Объекты же по остальным направлениям: на юге, севере и востоке столицы, а также в Волоколамском мегакластере стоят от 3383 до 5126 долл. за м² и являются самыми дешевыми. Существенные изменения средневзвешенных цен по отдельным мегакластерам объяснялись следующим:
Офисная недвижимостьОбъем предложения Изменение объема предложения офисов в центре и за его пределами в Существенное снижение объема предложения в центре может быть связано с решением нового Правительства Москвы о прекращении предоставления участков в пределах Садового Кольца под строительство офисов и созданием соответствующих «резервов» качественных площадей теми, кто в них нуждается в долгосрочной перспективе или рассчитывает на рост цен. Средняя площадь предложений в центре снизилась на 12%. Изменение средней площади помещений на периферии оказалось противоположным и составило +20%. Всего в июне 2011 года было выставлено 179 объектов в пределах Садового Кольца и 351 объект за его пределами суммарной площадью 237 тыс. м² и 1051 тыс. м² соответственно. Объем предложения офисных площадей составил 530 объектов общей площадью 1288 тыс. м² со средней площадью объекта 2429 м². Ценовые показатели Снижение деловой активности в начале лета привело к снижению средневзвешенной цены офисных объектов в пределах Садового Кольца в Снижение за Наиболее дорогие офисные помещения, которые стоят в среднем 7060 долл. за м², предлагаются в центре, менее дорогие — около 4184 долл. за м² — на юго-западе Москвы, объекты же по другим направлениям стоят от 2225 до 3644 долл. за м². Существенные изменения средневзвешенных цен по отдельным мегакластерам объяснялись следующим:
«Russian Research Group» «Коммуникационное агентство „PR-стиль“» Вернуться к ленте новостей. |
|||||
|