![]() |
![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
Новости рынка недвижимостиК вакантным площадям в торговых центрах возвращается интересВпервые с начала кризиса количество свободных площадей в торговых центрах Москвы стало сокращаться. Ритейлеры адаптировались к кризису, считают эксперты. Наиболее активно начали развиваться торговые сети нижнего ценового сегмента, практически не потерявшие внимания покупателей в отличие от более дорогих брендов. В результате оживления арендаторов приостановилось падение ставок, и к середине осени они зафиксировались на отметке 1 тыс. $ за «квадрат», что вдвое меньше прошлогоднего показателя. Об оживлении рынка аренды в торговой недвижимости единогласно говорят все консалтинговые компании. По данным «Jones Lang LaSalle» (JLL), в третьем квартале 2009 года количество незанятых помещений в столичных торговых центрах снизилось с 8 до 7%, или с 195,8 тыс. до 171,3 тыс. м². В прошлом году такой объем простаивающих магазинов казался нереальным: до кризиса в качественных комплексах в ожидании арендаторов простаивал всего 1% площадей — порядка 20 тыс. м². В третьем квартале не было введено ни одного нового торгового центра, что помогло владельцам уже действующих комплексов найти арендаторов. По словам генерального директора компании «Магазин магазинов» в ассоциации с «CB Richard Ellis» Анны Ширяевой, спрос на помещения со стороны розничных сетей возрос более чем на 50%. «Несмотря на негативные макроэкономические показатели, многие торговые операторы к настоящему времени уже адаптировались к ведению предпринимательской деятельности в условиях кризисных явлений», — замечает она. Директор департамента торговой недвижимости «Colliers International» Татьяна Ключинская объясняет активность арендаторов наступившим деловым сезоном. Эксперт предупреждает, что говорить о росте рынка пока рано, однако «очевидно, что свое падение он остановил». Свидетельством стабилизации рынка является и прекращение падения ставок. Рухнув к концу 2008 года с 2,3 тыс. до 1,5 тыс. $ за 1 м², в течение этого года стоимость аренды плавно снизилась до 1,1 тыс. $, подсчитали эксперты «Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko». На начало ноября средняя ставка аренды «квадрата» в столичных торговых центрах составила 1 тыс. $. Эксперты замечают, что наибольшую активность проявляют ритейлеры, ориентированные на покупателей с невысоким доходом. Так, «Auchan» планирует развивать в России сеть дисконт-гипермаркетов «Радуга», говорят аналитики «DTZ». Целые торговые центры сейчас переориентируются с учетом изменившейся покупательской способности. В качестве примера удачного реконцепта Т. Ключинская приводит «Lotte Plaza» на Арбате, который предпочел покупателей со средним достатком. А в «Мега Белая дача» детские магазины были вытеснены более практичными: так, место «Банана-Мамы» занял одежный «H&M», «Детского мира» — «Habitat» с товарами для дома. Однако открытие новых торговых комплексов подпортит статистику свободных площадей: в течение ближайших двух лет этот показатель будет держаться на уровне 12%, считают в «JLL». До конца года первых посетителей должны принять два крупных торговых центра — «Золотой Вавилон Ростокино» на проспекте Мира (торговая площадь 170 тыс. м²) и «Город» в районе шоссе Энтузиастов (110 тыс. м²). В результате из заявленных к открытию в этом году 960 тыс. м² девелоперы осилят не более 40% — 378 тыс. м². Вернуться к ленте новостей. |
|||||
![]() |
|||||
|