General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Ритейл Москвы вышел на финишную прямую

По данным «Blackwood», общий объем торговых площадей в Москве на 1 сентября 2008 года составил почти 4 млн. м². Если исходить из данных Росстата, то на 1 тыс. человек в российской столице приходится порядка 400 м² торговых площадей. При этом в среднем в европейских столицах этот показатель колеблется от 400 м² до 600 м² на тысячу человек. По мнению специалистов «Индикаторов рынка недвижимости», это означает, что столичный рынок торговой недвижимости вплотную приблизился к уровню своего насыщения.

Стоит отметить, что прирост торговых площадей российской столицы по итогам 8 месяцев 2008 года оказался на треть меньше, чем за тот же период годом ранее. И снижение темпов прироста, судя по всему, — долгосрочный тренд. Конечно, по некоторым оценкам, рынок торговой недвижимости Москвы продолжит свой рост еще 2—3 года, пока не достигнет уровня 500—600 м² на 1 тыс. человек. При этом многие исходят из того, что данные Росстата по численности населения занижены. В таком случае возможности для роста еще есть. Однако негативный эффект от таких оптимистичных прогнозов уже дает себя знать в регионах. Так, в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге уже сейчас, по данным местных участников рынка, наблюдается снижение арендных ставок и даже закрытие некоторых торговых центров.

При этом до конца года в российской столице будет открыт еще 1 млн. торговых площадей. Даже, если исходить из того, что в ближайшие 2 года объем вводимых торговых площадей будет сокращаться на треть, этого будет достаточно для того, чтобы на тысячу москвичей приходилось порядка 600 м² торговой недвижимости.

Стоит отметить, также, что о переизбытке торговой недвижимости в российской столице, еще в конце марта говорил мэр Москвы Юрий Лужков. Аналитический центр www.irn.ru, писал об этом в заметке «Москва насыщена торговлей». Московский градоначальник считает, что застройщикам необходимо переходить к новому торговому формату — магазинам «шаговой» доступности. При этом по оценкам «Blackwood», в ближайшее время прирост торговых площадей будет осуществляться только за счет крупных форматов. Между тем Юрий Лужков однозначно дал понять, что большие торговые форматы можно будет возводить, только рядом с Московской кольцевой автодорогой (МКАД). Именно с этим связаны, скорее всего, ожидания «Blackwood» о снижении темпов прироста площадей.

В то же время число и объем площадок для строительства магазинов «шаговой» доступности внутри города московские власти ограничивать не только не будут, но даже будут способствовать их наращиванию. И если количество торговых площадей будет прирастать не только за счет крупных, но и за счет мелких объектов, то Москва может выйти на уровень 600 м² на 1 тыс. человек уже в течение ближайшего года. При этом, как писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Рынок торговой недвижимости близок к стагнации» и заметке «Лидер рынка продает свой бизнес», российский уровень и культура потребления далеки от европейских, а на фоне растущей инфляции они еще и снижаются. Таким образом, можно со всей основательностью говорить, что стагнация на рынке торговой недвижимости уже «на пороге».

IRN.RU, аналитический центр



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru