General Stone Management
Новости рынка недвижимости
Объекты в аренду и на продажу
Левый угол Центр
+7 499 343-01-90
inform@generalstone.ru

Новости рынка недвижимости

Современные торговые центры

Проектирование торговых центров давно уже стало точной наукой — однако для создания по-настоящему успешного городского торгового центра сегодня абсолютно необходима яркая архитектурная идея. Россия в этом смысле не уникальна — и, пожалуй, лучше всего это могут увидеть архитекторы, чей опыт не ограничен рамками одной страны. О том, каким должен быть торговый центр для того, чтобы отвечать требованиям современных людей, половину жизни проводящих в сети, мы беседуем с Лукашем Качмарчиком, архитектором, младшим партнером компании «Blank Architects».

— Какие тенденции в архитектуре торговых объектов сегодня актуальны в Европе? Чем обусловлены эти новые требования к архитектуре и качеству объектов?

— Для начала надо осознать, что архитектура торговых объектов в Европе за последние 100 лет прошла несколько этапов развития. Первыми современными торговыми зданиями принято считать многоэтажные универмаги начала эпохи модернизма. Концепция торговых моллов в классическом исполнении (одноэтажные, с парковкой вокруг объекта, расположенные, прежде всего, на окраинах городов) пришла в Европу из США только в 80-х годах XX века и достаточно быстро распространилась благодаря хорошо сбалансированным показателям соотношения вложения и прибыли. Постепенно концепция эволюционировала, поскольку само расположение торговых объектов продвигалось внутрь городов, на участки более сложные и ограниченные по площади. Именно такие объекты и называются городскими торговыми центрами. Расцвету этого формата способствовало развитие торговых марок (брендов) основных наполнителей торговых центров, являющихся для заказчиков базовыми партнерами в достижении успеха — кроме архитекторов, конечно.

Рынок торговой недвижимости постоянно пополняется, арендаторы становятся более разборчивыми. Они выбирают объекты с самым удобным расположением, внимательно изучают планировки и отделку здания, оценивают фактор привлекательности ТЦ в целом.

И, конечно же, нельзя забывать о покупателе. Опросы, проведенные в Европе, доказывают, что в современном мире, где почти все имеют доступ к интернету и возможность покупать он-лайн, желание посещать торговые центры уменьшается. Поэтому архитекторы стремятся создать более привлекательные объекты, функционально продуманные и представляющие покупателю более широкий спектр впечатлений — «живых», то есть таких, которые он не сможет получить в сети. Здание должно быть уникальным и иметь «фишку», которая сделает его непохожим на другие объекты.

В погоне за впечатлениями авторы концепций торговых центров ищут все новые и новые решения. Например, в ТЦ появляются элементы высокой культуры, совмещаются функции торговли и галереи современного искусства. В ТЦ проектируются экспозиционные пространства, и в дальнейшем сюда приглашают художников и скульпторов с выставками. Именно по такому пути пошла «Мега», развивая концепцию модернизации своих ТЦ в России. Может добавляться также спортивная составляющая. Все, наверное, уже слышали про ТЦ в Дубае с искусственными горнолыжными спусками — покупатели, прогуливающиеся по галереям, могут наблюдать за лыжниками, катающимися за стеклом.

Отдельно можно выделить экологичность архитектуры — стремление к нивелированию влияния объекта на окружающую среду. В регионах, где это возможно, используют солнечные батареи для подогрева воды в общественных санузлах ТЦ, ливневую воду с кровли собирают и используют для полива растений вокруг зданий. Во Франции я был в ритейл-парке, где использовались ветрогенераторы в качестве альтернативного источника электроэнергии. Конечно, все это широко используется в создании бренда определенного ТЦ, поскольку в менталитете европейца заложено внимание к экологическим вопросам, он более склонен потратить свои деньги в комплексах, которые не причиняют вреда окружающей среде.

Наблюдается стремление к проектированию объектов, интересных с точки зрения архитектуры и одновременно уникальных, в которых важную роль играет идея. Строятся выразительные объекты, которые вдохновляют и надолго запоминаются.

— Какие из перечисленных тенденций перенесены или могут быть перенесены в ближайшем будущем на российскую почву?

— В принципе, все, что в этой сфере происходит сегодня в Европе, появится в скором времени и в России. Уже сегодня наблюдается тенденция повышения качества планировок ТЦ. Заказчики очень часто привлекают для разработки проектов зарубежные архбюро с большим опытом проектирования объектов торговой недвижимости — такие, как «Blank Architects». В Москве уже открываются качественные ТЦ, спроектированные в основном зарубежными архитекторами. Одновременно и российские архитекторы начинают осваивать правила и стандарты проектирования современных торговых центров. До сих пор знания такого не было, что не удивляет, учитывая короткую историю развития конкурентоспособного рынка розничной торговли в России.

Заказчики все чаще и чаще понимают, что их ТЦ должен смотреть в будущее, что времена получения больших прибылей при минимальных инвестициях уже прошли. Срок окупаемости объекта сильно увеличивается, поэтому все больше и больше внимания уделяется качеству использованных материалов и исполнению — для того, чтобы объект надолго сохранил свой первоначальный вид.

Конечно, тенденция проектирования экологических объектов в России еще долго будет ждать своей очереди. Но мы к этому уже готовы.

— Есть ли принципиальные отличия между архитектурой торговых объектов в России и Европе, если да, то с чем это связано, на ваш взгляд?

— В эпоху глобализации сложно говорить о значительных различиях. Тем более в такой специфической отрасли, как архитектура торговых объектов, и тем более в России, которая все-таки очень близка к Европе. Прежде всего, проектируя в России, мы сталкиваемся с техническими проблемами, связанными с климатическими особенностями, доступностью материалов и нормативами, которые явно еще не дотягивают до стандартов, давно уже применяемых в Европе.

Однако, если провести сравнительный анализ объектов, построенных в Лондоне, Лиссабоне и даже в Варшаве с реализованными в то же самое время в Москве, то обнаружится, что московские ТЦ далеки от своих соперников. Речь идет, прежде всего, о грамотности планировочных решений. И, конечно, очень сильно заметна тенденция экономии на строительных материалах. К тому же пока московские ТЦ, кроме продажи товаров, не могут предложить покупателю ничего дополнительного, даже впечатляющих пространственных решений. Короче говоря, они просто скучные. Однако последние открытые объекты — такие, как ТЦ «Метрополис», либо готовящиеся к открытию в 2010 году — например, ТЦ «Гагаринский» нашего авторства, смогут предложить что-то новое в этой сфере. Это только вопрос времени.

— Каковы особенности работы с проектами торговых объектов в российских регионах (расскажите о некоторых из них на конкретных примерах, в том числе на примере ТРК «Арена»)?

— Начну с того, что первое время наша компания проектировала, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, которые являются особенными рынками, и только последние годы (а особенно 2008 год) принесли очень много заказов в разных регионах России, от Воронежа и до Владивостока.

Мы были приятно удивлены стремлением заказчиков к чему-то особенному. Конечно, у них не получалось определить, что конкретно они хотят, но в том и заключается роль архитектора — помочь своим делом.

В итоге сказал бы даже, что наши предложения для регионов отличались смелостью и новаторством от проектов в столице, которые остались более сдержанными.

Каждый региональный город имеет свои особенности: свою историю развития, климатические условия и свои потребности. Всегда, насколько только это возможно, мы стараемся отразить какую-то долю этих особенностей в своем проекте.

Например, ядром проекта ТЦ в Новосибирске стал концертный зал, которого в городе явно не хватало. А фасады там спроектированы с минимальным количеством стеклянных поверхностей с целью уменьшения потери тепла. Поскольку на территории объекта расположен памятник герою Великой Отечественной войны Покрышкину, возникла идея сделать форму здания, силуэтом напоминающую самолет.

В Сургуте — городе, который казался нам депрессивным и угрюмым, мы предложили фасад, облицованный стальными панелями, имеющими золотой цвет. Этим мы хотели привнести в ландшафт немножко солнца.

Зато в Одессе здание ТЦ максимально раскрывалось наружу. Большая часть бутиков имела доступ из пешеходного пассажа, защищенного от солнца конструкциями, напоминающими пляжные зонты.

К сожалению, судьба проектов в регионах имеет больше риска, чем в Москве, поэтому множество красивых проектов осталось только на бумаге. Исключением является наш объект «Арена» в Воронеже.

Благодаря заказчику, который прислушивался к архитектору и учитывал его мнение, а также активно принимал участие в разработке концепции, имея четкое представление финального результата, нам удалось реализовать объект, максимально сохранивший идеи, заложенные в концепции.

Реализован трехъярусный атриум с остекленным фасадом, открытым к прохожему и показывающем ему — жителю города — пульсирующую жизнь внутри объекта. К тому же, сдержанный в стиле главный фасад, цель которого — сосредоточить внимание на атриуме, остался нейтральным. Все рекламные поверхности, без которых не обойтись ни одному ТЦ, удалось сосредоточить на боковом фасаде и спроектировать их нестандартно, в виде оторванных от фасада легких панелей. Единственная идея, которую, к сожалению, пока что не получилось реализовать — это размещение в центре атриума механизированной скульптуры высотой в три этажа. Получилось так, что арена есть, а зрелище отсутствует... Но мы надеемся на завершение этой идеи в ближайшем будущем.


Парадный квартал



Вернуться к ленте новостей.

© 2004–2012   
+7 
 
General Stone Management
(499) 343-01-90
inform@generalstone.ru